По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.52

Проблемы этики и деонтологии в деятельности медицинского персонала

Окунева Г. Ю. кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е. А. Вагнера» Министерства здравоохранения РФ, 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 26, E-mail: galinaokuneva1@rambler.ru
Власова Т. А. студентка 5 курса лечебного факультета, ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е. А. Вагнера» Министерства здравоохранения РФ, 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 26, E-mail: vlasovatanya27@yandex.ru

В статье освещены проблемы этики и деонтологии в деятельности медицинского персонала. Особое внимание уделено общению медицинской сестры с пациентами, правилам речевого этикета, психологическим аспектам взаимоотношений медицинской сестры с коллегами. В статье освещены вопросы о моральных качествах медицинского работника, его отношении к своему профессиональному долгу и о профессиональной подготовке.

Литература:

1. Бушмелев В. А. Думы о врачевании и хирургической клинике, или введение в профессию [науч.-попул. изд.] / В. А. Бушмелев; ГБОУ ВПО ИГМА. — Ижевск: ИГМА, 2012. — 76 с.

2. Вальчук А. Э. Личностные особенности и специфика труда медицинских сестер / А. Э. Вальчук // Медицинская сестра на рубеже ХХI века: сб. научн. работ. — Гродно, 2012. — С. 246–248.

3. Окунева Г. Ю. Учебно-методическая работа по реализации ФГОС ВО на кафедре общественного здоровья и здравоохранения [Текст] / Г. Ю. Окунева // Учебно-методическая работа по реализации ФГОС ВО и профессиональных стандартов: материалы учебно-методической конференции ПГМУ. — Пермь, 2017 — С. 120–124.

4. Окунева Г. Ю. Медицинская этика и деонтология: реалии перспективы [Текст] / Г. Ю. Окунева, Т. А. Власова // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: материалы ХVШ международной научно-практической конференции. — Прага, 2018. — С. 82–85.

5. Окунева Г. Ю. Проблемы медицинской этики и деонтологии / Г. Ю. Окунева, Р. Р. Гареева // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы ХХ международной научно-практической конференции. — Прага, 2018. — С. 212–214.

6. Окунева Г. Ю. Анализ доступности и качества амбулаторной акушерско-гинекологической помощи в Перми и Пермском крае [Текст] / Г. Ю. Окунева, Л. Д. Пестренин, Е. Э. Тотьмянина // Научный медицинский вестник Югры. — 2015. — № 1–2 (7–8). — С. 254–255.

Многовековая история медицины указывает на то, что оказание полноценной помощи пациенту невозможно медицинским персоналом, не обладающим соответствующими этическими качествами. Этика — одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль, нравственность.

Известно, что, помимо общих моральных норм, регулирующих жизнь общества, существуют нормы классической медицинской этики, имеющие свою специфику, связанную с природой самой профессии.

Медицинская деонтология является частью медицинской этики — это нормы поведения медицинских работников, обязывающие их повышать качество лечения.

Залогом быстрого выздоровления и предотвращения расстройства здоровья больных является повышение культуры медицинского обслуживания не только в условиях клиники, но и на всех этапах лечебно-профилактической работы, работа с больными о переживании своей болезни и другие [1]. Имеются дефекты в этике поведения, деонтологии при оказании медицинской помощи пострадавшим на различных этапах со стороны врачей и среднего медицинского персонала [4, 5, 6]. Под дефектом медицинской помощи понимаются различные недостатки в проведении санитарно-профилактических мероприятий и оказании медицинской помощи населению [2].

Повышение профессиональной компетенции специалистов в области здравоохранения во всем мире определяется как важнейший фактор реформирования системы здравоохранения. Наряду с общими требованиями к медицинскому работнику, который бы мог удовлетворить потребности как индивидуума, так и общества в целом, растут требования к учебным медицинским учреждениям по постоянному совершенствованию профессионального образования. Отмечается, что уровень государственной поддержки этих институтов напрямую связан с качеством подготовки специалистов, их социальной значимости.

В образовании медицинских работников должно учитываться развитие гуманных качеств: доброжелательность, терпимость, ответственность, милосердие.

Медицинский работник должен владеть определенными психологическими характеристиками, которые обеспечивают профессиональную пригодность (стрессоустойчивость, эмоциональный и волевой уровень), психолого-педагогическими качествами, которые создают основу для самоконтроля, самооценки деятельности специалиста, обеспечивают взаимоотношения с пациентами: эмпатия, толерантность, коммуникативность.

Для Цитирования:
Окунева Г. Ю., Власова Т. А., Проблемы этики и деонтологии в деятельности медицинского персонала. Медсестра. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: