По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.01

Проблемы бухгалтерского учета запасов бюджетных организаций

Т. Ю. Дружиловская д-р экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, Институт экономики и предпринимательства ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», e-mail: tdruzhilovskaya@yandex.ru

Статья посвящена исследованию проблемных вопросов бухгалтерского учета запасов бюджетных организаций. Осуществлен анализ современного нормативного регулирования бухгалтерского учета запасов бюджетных организаций в ФСБУ «Запасы». Исследована трактовка экономического содержания базовых понятий в области учета запасов в ФСБУ «Запасы». Проанализированы регламентации ФСБУ «Запасы» в отношении первоначальной и последующей оценки запасов, особенностей их учета и отражения в отчетности. Выявлены преимущества регламентаций ФСБУ «Запасы», а также проблемные и дискуссионные аспекты в отношении определения, классификации, первоначальной и последующей оценки запасов бюджетных организаций. Обоснованы выводы о целесообразности большего сближения (там, где это возможно) регламентаций по учету запасов бюджетных организаций с правилами учета запасов небюджетных организаций.

Литература:

1. Гарипова Л. А. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов в бюджетных медицинских учреждениях здравоохранения // Вектор экономики. — 2021. — № 9 (63).

2. Дорофеева Л. А. Сравнительная характеристика нормативного регулирования учета запасов в государственных учреждениях и коммерческих организациях // Шаг в науку. — 2022. — № 2. — С. 23–30.

3. Дружиловская Т. Ю. Реформирование российского бухгалтерского учета: история, современные проблемы, перспективы // Международный бухгалтерский учет. — 2021. — Т. 24. — № 5 (479). — С. 524–547.

4. Дружиловская Т. Ю., Дружиловская Э. С. Бухгалтерский учет по-новому: проекты новых федеральных стандартов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2017. — № 5 (413). — С. 2–9.

5. Дружиловская Т. Ю., Дружиловская Э. С. Особенности методики учета и отчетности государственных (муниципальных) учреждений в системе РСБУ и МСФО // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2016. — № 16 (400). — С. 2–9.

6. Дружиловская Э.С. Новые правила учета незавершенного производства и материальных запасов бюджетных организаций // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2019. — № 5. — С. 27–39.

7. Калуцкая Н. А., Коваленко С. Н. Организация учета материальных запасов бюджетного учреждения // Бух учет в здравоохранении. — 2021. — № 10. — С. 26–32.

8. Леухина Т. Л. Современные аспекты учета запасов в организациях бюджетной сферы // Вестник университета. — 2021. — № 5. — С. 169–175.

9. Манжосова И. Б., Яковенко В. С., Фролов А. В. Особенности бюджетного учета материальных запасов в органах Министерства внутренних дел России // Естественно-гуманитарные исследования. — 2022. — № 43 (5). — С. 395–400.

10. Маслова Т. С. Учет материальных запасов в условиях применения федерального стандарта для организаций государственного сектора // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2020. — № 1 (481). — С. 8–17.

11. Тунин С. А., Кулиш Н. В. Организация управленческого учета материальных запасов в бюджетных учреждениях // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. — 2020. — № 4 (56).

12. Свешникова О. Н., Корж Я. В. Материальные запасы бюджетных учреждений: реальность и перспективы стандартизации бухгалтерского учета для организаций государственного сектора // Вестник евразийской науки. — 2018. — Т. 10. — № 2. — С. 42.

13. Файзулина С. Х. Нормативное регулирование учета материальных запасов в бюджетных учреждениях // Евразийский союз ученых. — 2015. — № 12–2 (21). — С. 144–146.

14. Файзулина С. Х. Формирование первичного учета материальных запасов бюджетного учреждения высшего образования // Science Time. — 2015. — № 12 (24). — С. 792–795.

Несмотря на то что Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (далее — ФСБУ «Запасы») имеет название «Запасы», определение понятия «запасы» не представлено напрямую в этом стандарте. Вместе с тем стандарт содержит определения ряда понятий, связанных с запасами. Рассмотрим эти определения (табл. 1).

Анализируя представленные определения, можно сделать следующие выводы. Несмотря на отсутствие прямого определения понятия «запасы», очевидно, что ФСБУ «Запасы» трактует данную группу активов как совокупность двух групп: материальных запасов и незавершенного производства. Включение незавершенного производства в состав запасов знакомо бухгалтерам, поскольку и до принятия ФСБУ «Запасы» оно имело место, согласно ранее принятым бухгалтерским стандартам. Введение же понятия «материальные запасы» является новым. По сути, эти объекты представляют собой все запасы, за исключением незавершенного производства. Обратим также внимание, что, кроме привычных видов запасов, таких как материалы, готовая продукция и товары, в состав материальных запасов входит и биологическая продукция. Таким образом, понятие материальных запасов, а вместе с ним и понятие запасов теперь включает и соответствующие объекты, свойственные сельскохозяйственным организациям. Представленный состав запасов указывает на то, что регламентации ФСБУ «Запасы» распространяются не только на привычные материалы, готовую продукцию и товары, но и на незавершенное производство и биологическую продукцию.

Оценивая понятийный аппарат, применяемый в ФСБУ «Запасы», выскажем мнение о том, что введенные понятия несколько отличаются от тех, которые привычно использовались в отношении таких объектов учета, как запасы. Так, например, в данном стандарте введена новая группа объектов: материальные запасы. Эта группа противопоставляется группе незавершенного производства. Но группа «материальные запасы» не применяется в бухгалтерских стандартах для небюджетных организаций. Полагаем, что выделение в составе запасов такой подгруппы, как материальные запасы, не преследует какой-либо методологической цели с точки зрения экономической сущности этой группы. В нее входят достаточно разные виды запасов: материалы, готовая продукция, товары, биологическая продукция. Более того, с точки зрения экономической сущности готовая продукция гораздо ближе к незавершенному производству. Полагаем, что введенная группировка осуществлена в большей степени для удобства изложения регламентаций, включенных в ФСБУ «Запасы», а не для отражения общности или различия экономического содержания различных групп запасов. Так, например, в отношении регламентаций оценки запасов в ФСБУ «Запасы» выделяются подразделы, относящиеся к материальным запасам и к незавершенному производству. Соглашаясь с удобством восприятия регламентаций ФСБУ «Запасы» в разрезе такой группировки, тем не менее отметим целесообразность большего единообразия применяемых понятий в стандартах, регламентирующих различные сферы бухгалтерского учета.

Для Цитирования:
Т. Ю. Дружиловская, Проблемы бухгалтерского учета запасов бюджетных организаций. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: