По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.934 DOI:10.33920/pro-05-2402-03

Проблемы безопасной эксплуатации пильных цепных гарнитур лесных машин*

Швецов А.С. Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в Сызрани
Серяков С.А. Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Курочкин П.А. Научно-исследовательский и проектный институт по переработке газа (АО «НИПИГАЗ»)
Куницкая О.А. кафедра технологии и оборудования лесного комплекса, Арктический государственный агротехнологический университет, e-mail: ola.ola07@mail.ru

Большая часть объемов заготовки древесины в России и в развитых зарубежных странах производится машинным способом, по сортиментной технологии. При этом в большинстве случаев для выполнения обрабатывающих операций используются либо харвестеры (производящие сортименты на пасеках), либо валочно-пакетирующие машины и процессоры (производящие сортименты на верхнем складе). Подавляющее большинство этих машин оснащено пильными цепными гарнитурами, от правильности обслуживания и эксплуатации которых напрямую зависит не только эффективность основных лесосечных работ, но и безопасность их выполнения. В статье рассмотрены основные правила безопасной эксплуатации и правильного технического обслуживания пильных гарнитур лесных машин.

Литература:

1. Богданов А.С., Куницкая О.А. Динамика статистик производственного травматизма в лесном хозяйстве // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. — 2023. — № 1. — С. 32–36.

2. Григорьев И.В., Куницкая О.А., Давтян А.Б. Современное технологическое оборудование валочных и харвестерных машин // Ремонт. Восстановление. Модернизация. — 2020. — № 7. — С. 9–16.

3. Григорьев И.В., Григорьева О.И. Постановка задачи экономической оценки улучшения условий труда и безопасности работы операторов лесных машин // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. — 2022. — № 4. — С. 43–48.

4. Григорьев И.В., Григорьева О.И., Мотовилов А.И., Серяков С.А. Оценка мероприятий, направленных на улучшение условий труда персонала на лесосечных и лесохозяйственных работах // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. — 2022. — № 6. — С. 51–60.

5. Григорьева О.И., Гринько О.И., Николаева Ф.В. Лесопожарные транспортно-технологические комплексы на базе колесных форвардеров // Транспортные и транспортно-технологические системы. Материалы международной научно-технической конференции. Отв. редактор Н.С. Захаров. — Тюмень, 2021. — С. 55–58.

6. Григорьев И.В., Григорьева О.И. Общие методические вопросы эргономической оценки системы «оператор — производственная среда — машина» // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. — 2022. — № 5. — С. 17–22.

7. Тамби А.А., Григорьев И.В. Повышение эффективности работы харвестера путем исключения потерь времени на подготовку режущего инструмента // Ремонт. Восстановление. Модернизация. — 2020. — № 4. — С. 12–16.

8. Григорьев И.В. Направления совершенствования харвестерных головок // Повышение эффективности лесного комплекса. Материалы Шестой Всероссийской национальной научно-практической конференции с международным участием. — Петрозаводск, 2020. — С. 45–47.

9. Григорьева О.И., Макуев В.А., Барышникова Е.В., Бурмистрова О.Н., Швецова В.В., Григорьев И.В., Иванов В.А. Перспективы импортозамещения систем машин для искусственного лесовосстановления // Системы. Методы. Технологии. — 2022. — № 3 (55). — С. 78–84.

10. Григорьева О.И., Давтян А.Б., Гринько О.И. Перспективы импортозамещения в производстве лесохозяйственных и лесопожарных машин в России // Лесоэксплуатация и комплексное использование древесины. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. — Красноярск, 2020. — С. 66–69.

11. Григорьев И.В. Опыт сотрудничества Якутской ГСХА с производителями и дилерами машин и оборудования лесного комплекса // Повышение эффективности лесного комплекса. Материалы Шестой Всероссийской национальной научно-практической конференции с международным участием. — Петрозаводск, 2020. — С. 47–48.

12. Григорьев И.В., Григорьева О.И. Технические аспекты безопасного использования бензиномоторных пил // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. — 2022. — № 1. — С. 43–50.

13. Григорьева О.И. Перспективные направления повышения эффективности проведения рубок ухода за лесом // Повышение эффективности лесного комплекса. Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — 2017. — С. 56–58.

14. Григорьева О.И. Повышение эффективности проведения рубок ухода за лесом // Повышение эффективности лесного комплекса. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 65-летию высшего лесного образования в Республике Карелия. — 2016. — С. 70–73.

15. Григорьева О.И., Нгуен Ф.З. Перспективная техника для проведения рубок ухода за лесом // Леса России: политика, промышленность, наука, образование. Материалы научно-технической конференции. — 2016. — С. 112–114.

16. Григорьев И.В. Особенности эксплуатации лесных машин в сильные морозы // Новые материалы, оборудование и технологии в промышленности. Материалы международной научно-технической конференции молодых ученых. Главный редактор И.С. Сазонов. — 2018. — С. 102.

17. Галактионов О.Н., Гаспарян Г.Д., Григорьев И.В., Григорьева О.И., Куницкая О.А., Лапшин С.О., Перский С.Н., Суханов Ю.В., Сыромаха С.М., Шегельман И.Р. Бензиномоторные пилы. Устройство и эксплуатация. — СПб.: Изд-во «Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений», 2017. — 206 с.

18. Гончаров А.В., Григорьев И.В., Куницкая О.А., Григорьев М.Ф. Основные ошибки вальщиков, приводящие к выходу из строя бензиномоторных пил // Ремонт. Восстановление. Модернизация. — 2018. — № 10. — С. 17–21.

19. Куницкая О.А., Чернуцкий Н.А., Дербин М.В., Рудов С.Е., Григорьев И.В., Григорьева О.И. Машинная заготовка древесины по скандинавской технологии. — СПб.: Издательскополиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2019. — 192 с.

20. Григорьев И.В. Калибровка харвестерных головок // Сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых «Наука и инновации: векторы развития»: в 2 кн. — 2018. — С. 78–82.

21. Дмитриева М.Н., Григорьев И.В., Дмитриева И.Н., Степанищева М.В. Анализ общих закономерностей влияния стажа работы оператора на производительность технологического процесса производства сортиментов с использованием харвестера // Системы. Методы. Технологии. — 2015. — № 1 (25). — С. 157–161.

22. Григорьев И.В., Григорьева О.И. Практика подготовки операторов лесных машин в России // Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. с международным участием «Инновации в химико-лесном комплексе: тенденции и перспективы развития» / Под редакцией Ю.А. Безруких, Е.В. Мельникова. — 2017. — С. 182–185.

23. Григорьев И.В., Григорьева О.И. Перспективные направления повышения качества подготовки специалистов в области лесопользования // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. — 2015. — Т. 3, № 2–2 (13-2). — С. 205–208.

Известно, что с увеличением доли машинных лесозаготовок количество несчастных случаев в лесозаготовительном производстве пропорционально сокращается [1]. В среднем один харвестер может заменить 20 вальщиков леса [2], примерно в такой же пропорции и сокращается травматизм на лесосечных работах.

Лесные машины имеют необходимые системы безопасности, способные сохранить жизнь и здоровье оператора даже при прямом падении дерева на кабину [3–6]. Однако машинные лесозаготовки привносят ряд своих специфических производственных опасностей. Прежде всего к ним относится выстрел пильной цепи, под которым понимают разрыв цепи и разлет кусков (элементов цепи) с высокой скоростью с конца разорванной цепи [7].

Выстрел цепи представляет опасность для оператора и окружающих, это риск получения серьезных травм или смерти. Практика показывает, что в среднем на каждые 50 случаев обрыва цепи в 1 случае в оборванной цепи отсутствуют элементы цепи [8].

Выстрел цепи происходит по следующей схеме. Сначала, из-за критического износа, чрезмерных разрывных усилий, встречи цепи с твердым включением в древесном стволе (например, металлическим осколком, гвоздем) или камнем, кольцо цепи рвется, образуются 2 конца, которые начинают хлестать в стороны от разрыва.

Затем, если цепь не находится в пропиле и отсутствует поглощающая энергия защита, один конец пильной цепи начинает с большой скоростью двигаться по ведущей звездочке, быстро разгоняется и хлещет, как конец кнута. В результате это вызывает мгновенный разрыв элементов цепи, которые разлетаются на сверхзвуковой скорости (рис. 1).

Типичный выстрел цепи состоит из одного или из частей цепи, показанных на рис. 2.

Выстрел цепи обычно происходит в области привода режущего аппарата, но может произойти и в области носа пильной шины.

Результатом выстрела цепи является разлет фрагментов цепи в различных направлениях, но большая часть из них летит вдоль плоскости направляющей пильной шины.

Если при раскряжевке происходит выстрел цепи и оператор однозахватного харвестера или процессора находится на линии хвостовика пильной шины, то он попадает в конус области разлета фрагментов цепи (рис. 3).

Для Цитирования:
Швецов А.С., Серяков С.А., Курочкин П.А., Куницкая О.А., Проблемы безопасной эксплуатации пильных цепных гарнитур лесных машин*. Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: