Статья поступила 02.04.2017 г.
Ценностная тематика в современном мире является достаточно актуальной и полемичной не только для специалистов этой области, но и для широкой общественности в лице журналистов, политиков, социологов, педагогов и психологов. Такой пристальный интерес к проблемам ценностей обусловлен целым рядом причин.
Во-первых, условиями глобализации, когда все национальные культуры оказываются включенными в одно информационное поле и, проявляя естественное «сопротивление» одномерности, пытаются «отстоять» свою систему ценностных координат. Безусловно, здесь актуально действие закона сохранения целостности системы мировой культуры за счет разнообразия ее элементов — «цветущей сложности» национальных культур (по Леонтьеву) [3].
Во-вторых, интерес к ценностной тематике обусловлен угрозой навязывания так называемых демократических и общеевропейских ценностей всему миру как ценностей образцовых и идеальных для культур-«реципиентов», но чуждых для культур- «доноров», так как «контакт с Чужим, любая форма его воспроизведения уже есть одновременно выстраивание механизма самозащиты культурной системы» [4. С. 78].
В-третьих, ситуация технологизации культуры все очевиднее несет в себе угрозу дегуманизации, что естественно встречает человеческое сопротивление.
И если первая и третья причины являются и принимаются современниками как неизбежные характеристики очередного этапа развития общемировой культуры, то идея «популяризации» европейских ценностей для всех национальных культур воспринимается неоднозначно. В частности, эта вечная тема европейской аккультурации России, обсуждаемая в историческом, социологическом, политическом и других аспектах, требует детального аксиологического анализа с учетом полного состава системы так называемых европейских ценностей (по версии Франца Шуппа [11]): гуманистического мышления, рациональности, светскости, верховенства закона, демократии и прав человека.
Собственно процесс аккультурации является взаимообратным для любых «сообщающихся» культур, тем более для отечественной культуры, которая издавна испытывала аксиологическое влияние и с запада, и с востока. Часто заимствованные элементы «чуждой» культуры становятся «своими», достигая стадии «отчужденности»: «отчуждение может проявляться в индивидуальной и совокупной человеческой деятельности внутри, в рамках определенных культурных систем. Закономерности, характеристики и общий смысл такого отчуждения в принципе совпадают с обычным отчуждением в общественной деятельности человека. Специфику вносит только момент, характерный именно для культурной активности субъекта — превращение, воплощение Духа в материю, что порождает дополнительные возможности отчуждения при переходе от одной сферы бытия к другой» [4. С. 99]. С культурологической точки зрения исторический процесс европейской аккультурации России характеризуется как адаптация в условиях свободного заимствования чужих элементов культуры при оптимальном сочетании в «теле» культуры собственных элементов (по Херсковицу [12]). Данный вывод, безусловно, свидетельствует о самодостаточности и состоятельности отечественной культуры в составе общемировой. Но в этом длительном процессе развития очевидны определенные проблемы европейской аккультурации именно на аксиологическом уровне, которые требуют подробного анализа.