Приспособление человека к изменяющимся условиям жизни и профессиональной деятельности является основной проблемой в науках о человеке вообще и в медицинской психологии в частности. Теоретико-методологической основой научной разработки этой проблемы служит теория адаптации. Теория адаптации имеет внушительную историю. Оформившись в биологии и физиологии, она продемонстрировала свой методологический потенциал в психофизиологии и в психологии [14].
Адаптация в психологии понимается как системный (развивающийся на всех уровнях организации функций человека), фазный процесс приспособления к изменяющимся условиям жизнедеятельности [2].
В рамках теории адаптации разрабатывались и разрабатываются такие аспекты психолого-педагогической практики, как вопросы школьной адаптации, социально-психологическая адаптация и дезадаптация подростков и студентов, адаптация новобранцев к условиям военной службы и т. д.
Перемены места жительства, переход от одной формы деятельности к другой, изменение социального окружения – всё это те ситуации, которые предполагают трансформацию сложившихся представлений, способов поведения и переживания человека в направлении соответствия новым требованиям условий. Поскольку эти процессы затрагивают уже сформировавшиеся системы психологических отношений личности, они сопровождаются эмоциональными, поведенческими, личностными реакциями, иногда сходными с психопатологическими феноменами [10].
Невозможность адаптации к условиям жизни или в силу особой их травматичности для человека или из-за индивидуально-психологических особенностей человека ведет к нарушениям функций организма на разных уровнях: психическом или соматическом, в таком случае можно говорить о дезадаптации и болезни. Профилактика нарушений адаптации, таким образом, является одной из основных задач психологического обеспечения различных форм деятельности, а разработка научно обоснованных технологий такой профилактики – актуальная задача психологической практики [13].