По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.08

Проблемы адаптации и психотерапии студентов Воронежской области

Куташов Вячеслав Анатольевич заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии Института дополнительного профессионального образования Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко, доктор медицинских наук, профессор, тел.: 8-951-567-26-14, e-mail: kutash@mail.ru
Ковалева Анна Викторовна соискатель кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии Института дополнительного профессионального образования Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко, тел.: 8-951-567-26-14, e-mail: melnik.annasofia@yandex.ru

В статье приводятся проблемы адаптационного периода у студентов Воронежской области. Показаны пути психотерапевтического воздействия на студентов в период адаптации к обучению в вузе.

Литература:

1. Аврамова Т.И. Тренинговые формы психологической работы со студентами как метод развития личностной компетентности / Т.И. Аврамова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2014. – №1 (262). – С. 167-173.

2. Алехин А.Н., Андрюшевич О.В. Медико-психологические аспекты адаптации студентов к обучению в вузе (на примере студентов Герценовского университета) / А.Н. Алехин, О.В. Андрюшевич // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2009. – №12. – С. 22-25.

3. Есауленко И.Э., Куташов В.А., Куташова Л.А. Преодоление психологического стресса у студентов-медиков первого года обучения: Монография. – Воронеж, 2013. – 121 с.

4. Кобзов А.Ю., Лодкина Е.В. Опыт профориентационной работы со студентами вуза / А.Ю. Кобзов, Е.В. Лодкина // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2012. – № 4 (10). – С. 88-100.

5. Кручинин В.А., Калтаева М.В. Психологическое сопровождение личностного развития и профессионального становления студента / В.А. Кручинин, М.В. Калтаева // Высшее образование в России. – 2009. – № 1. – С. 129-132.

6. Куташов В.А., Глухов А.А., Степанян Н.А., Рог А.И. и др. Статистика в медицинских исследованиях: Монография. – Воронеж. – 200 с.

7. Куташов В.А., Барабанова Л.В., Куташова Л.А. Современная медицинская психология. – Воронеж, 2013. – 170 с.

8. Куташов В.А., Коротких Д.В. Психотерапия. Руководство. Т. 1. Помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением: Монография. – Воронеж, 2013. – 224 с.

9. Куташов В.А., Черных О.Н., Чупеев А.Н. Разработка инструментальной системы классификационно-прогностического моделирования и интегральных оценок эффективности // Вестник ВГТУ. – 2007. – Т. 3 (1). – С. 149-151.

10. Куташов В.А., Львович Я.Е., Постникова И.В. Оптимизация диагностики и терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях: Монография. – Воронеж, 2009. – 200 с.

11. Самсонов А.С., Куташов В.А., Чопоров О.Н. Интеллектуализация анализа распространенности и прогнозирования депрессивных расстройств на основе математического моделирования: Монография. – Воронеж, 2014. – 170 с.

Приспособление человека к изменяющимся условиям жизни и профессиональной деятельности является основной проблемой в науках о человеке вообще и в медицинской психологии в частности. Теоретико-методологической основой научной разработки этой проблемы служит теория адаптации. Теория адаптации имеет внушительную историю. Оформившись в биологии и физиологии, она продемонстрировала свой методологический потенциал в психофизиологии и в психологии [14].

Адаптация в психологии понимается как системный (развивающийся на всех уровнях организации функций человека), фазный процесс приспособления к изменяющимся условиям жизнедеятельности [2].

В рамках теории адаптации разрабатывались и разрабатываются такие аспекты психолого-педагогической практики, как вопросы школьной адаптации, социально-психологическая адаптация и дезадаптация подростков и студентов, адаптация новобранцев к условиям военной службы и т. д.

Перемены места жительства, переход от одной формы деятельности к другой, изменение социального окружения – всё это те ситуации, которые предполагают трансформацию сложившихся представлений, способов поведения и переживания человека в направлении соответствия новым требованиям условий. Поскольку эти процессы затрагивают уже сформировавшиеся системы психологических отношений личности, они сопровождаются эмоциональными, поведенческими, личностными реакциями, иногда сходными с психопатологическими феноменами [10].

Невозможность адаптации к условиям жизни или в силу особой их травматичности для человека или из-за индивидуально-психологических особенностей человека ведет к нарушениям функций организма на разных уровнях: психическом или соматическом, в таком случае можно говорить о дезадаптации и болезни. Профилактика нарушений адаптации, таким образом, является одной из основных задач психологического обеспечения различных форм деятельности, а разработка научно обоснованных технологий такой профилактики – актуальная задача психологической практики [13].

Для Цитирования:
Куташов Вячеслав Анатольевич, Ковалева Анна Викторовна, Проблемы адаптации и психотерапии студентов Воронежской области. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2015;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: