В строительной сфере задействовано внушительное количество применяемых средств механизации. По этой причине строительная техника и оборудование — один из факторов, оказывающих воздействие на себестоимость работ, производительность труда и рентабельность строительной сферы в целом. Техническая оснащенность строительного производства в настоящее время не соответствует передовым показателям современности по причине износа старого оборудования и некачественного изготовления новой техники.
С двухтысячного года количество строительного парка сократилось в разы. Обновляемость при норме 10 % уменьшилась до 3 %. По этой причине процент изношенной техники увеличивается и уже превысил 50 %. По информации Росстата за 2017 г., около 49 % всех машин в стройорганизациях имеют истекший срок эксплуатации, что является причиной значительного падения производительности.
На десятом году службы у экскаватора выработка снижается приблизительно на 40 %, у башенных кранов — на 30 %.
Из-за невыгодности обслуживания старых российских машин и небольшой их производительности многие стройкомпании покупают зарубежную технику. Около 44 % от общего числа используемой техники — зарубежного производства.
Ежегодно увеличивается процент машин с истекшим сроком эксплуатации, а значит, увеличивается и потребность в ремонте и обновлении техники. В практике использования машин установлено, что количество внеплановых ремонтов уменьшается при реализации технической диагностики и при повышении качества технического обслуживания (ТО). Однако многие строительные фирмы прибегают к техническому обслуживанию лишь в случае резкой необходимости. Это обстоятельство объясняется нехваткой финансов на регулярное ТО.
В результате увеличения стоимости машин и оборудования многие стройорганизации не покупают технику. Это не позволяет поддерживать нужный высокий уровень технической оснащенности в строительной сфере. Также недостатком является сама структура парка строительных машин.
На сегодняшний день процент мобильной техники малой мощности — приблизительно 40 %, что на 20 % меньше нужного для поддержания высокого уровня рентабельности. В условиях плотной городской застройки мощная техника обладает недостатками. Из-за размеров машин в ряде ситуаций приходится временно разрушать благоустроенные территории, что провоцирует дополнительные расходы.