Конституция РФ 1993 года закрепила, в частности, положение о том, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
Одним из общепризнанных условий его эффективности, условий решения многих задач является механизм социального партнерства.
Нельзя не сказать об одной из наиболее злободневных проблем, которая во многом может считаться «лакмусовой бумажкой» эффективности социального партнерства. Речь идет о степени реального участия работников в управлении организациями (любых организационно-правовых форм). В решении этих проблем совершенно очевидно прослеживается определенная непоследовательность в их правовом оформлении.
Так, советский период регулирования трудовых отношений характеризовался одной крайностью — профсоюзы обладали «правом вето» при решении широчайшего круга вопросов на предприятиях. Сегодня же этот механизм предусматривает лишь «учет мнения» выборного органа представителей трудящихся (прежде всего тех же профсоюзов). Да, это мировой опыт, да, сегодня предприятия не являются «общенародной собственностью», да, собственники должны иметь право эффективно управлять этой собственностью. Но эффективно!
Как ни парадоксально, но опыт стран с развитой экономикой свидетельствует, что эффективное управление как раз предполагает достаточно широкий спектр вариантов привлечения наемных работников (прежде всего через их представителей) к об суждению важнейших вопросов деятельности организаций. Главным здесь является механизм информирования работников о планах работодателя.
Хорошо известен немецкий опыт деятельности производственных советов. Эту модель хотели претворить в жизнь и на российской почве. Во всяком случае, именно так воспринималась идея, нашедшая отражение в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Однако изменения, внесенные ровно через год в ст. 22 ТК РФ (Федеральный закон от 07.05.2013 № 95-ФЗ «О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации»), никак не приблизили идею к реальному решению проблемы.