В настоящее время направление автомобильного туризма приобретает все большую популярность среди россиян. Развивается сеть национальных маршрутов, возникают первоклассные базы отдыха, формируется дорожная сеть вместе с объектами придорожного сервиса. На государственном уровне принят национальный проект по развитию туристской отрасли, в задачи которого на ряду с совершенствованием инфраструктуры входит повышение доступности туристических маршрутов, а также совершенствование управления в сфере туризма. По данным заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Чернышенко, только в ближайшие два года на развитие проекта будет направлено из федерального бюджета 150 млрд рублей [1].
Вместе с тем наряду с внутренним туристским контуром в рамках Евразийской интеграции развивается тренд на развитие интеграции в рамках единого пространства. Данное взаимодействие носит не только инфраструктурный, экономический, политический характер, но и гуманитарный. По словам заместителя министра экономического развития Российской Федерации Дмитрия Вахруева, в данном направлении отмечается положительная динамика. В частности, в 2022 г. объем взаимного туристского потока между странами составил более 6 млн поездок. Отметим, что туристский вектор — одно из ключевых направлений сотрудничества, установленного стратегическими документами Евразийской интеграции в период до 2025 г. [2]. При этом стопфакторы в общем развитии во многом повторяют национальные проблемы развития туристской отрасли внутри России (рис. 1).
Как видно из рис. 1, одним из базовых вопросов развития общего туристского пространства, кроме нормативно-правовой базы, является единство методической базы, подходов к организации обслуживания клиентов. В принципе задача стоит не столько в унификации требований, сколько в соблюдении определенного уровня вне зависимости от географии. Турист должен понимать, что у него есть возможность качественно отдохнуть в любой точке ЕАЭС, при этом «4 звезды» в России являются идентичными по всему пространству союза.