Винодельческая продукция является продукцией повышенного спроса среди населения Российской Федерации (далее — РФ). Потребление винодельческой продукции в РФ на протяжении многих лет оставалось достаточно высоким и лишь в период с 2014 по 2016 г. показало тенденцию к недолговременному снижению. Уже в 2017 г. такое падение было нивелировано за счет увеличения потребления, что, в свою очередь, было связано с достижением относительной устойчивости российского рубля и повышением покупательской способности населения. Динамика потребления винодельческой продукции на душу населения РФ по статистическим данным Международной организации виноградарства и виноделия представлена на рисунке 1[1].
Согласно данным таможенной статистики импорт винодельческой продукции (продукты товарных позиций 2204, 2205, 2206, 2208 по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД) как в стоимостном, так и в натуральном выражении также постепенно начинает восстанавливать докризисные позиции (рис. 2, 3) [2].
В целом необходимо отметить, что показатели потребления и импорта не вернулись на «докризисный» уровень, но негативные тенденции спада и стагнации уже преодолены. Исходя из расчетов, на будущие периоды можно прогнозировать возврат показателей на прежний уровень. Кроме того, можно также предположить, что в ближайшем будущем произойдет увеличение ввоза и потребления иностранной винодельческой продукции при условии дальнейшего укрепления рубля и платежеспособности населения РФ.
Отсюда следует, что в ближайшие годы импорт винодельческой продукции может существенно увеличиться, чтобы удовлетворить возрастающий спрос россиян на данный продовольственный товар.
Винодельческая продукция — неоднозначный товар: пользуясь широким спросом и являясь одним из популярных видов алкогольной продукции, винодельческая продукция при неконтролируемом потреблении или качестве и безопасности, не соответствующих нормативных документах может нанести значительный вред здоровью и (или) жизни человека.