Ассортимент производимых и реализуемых продовольственных товаров постоянно расширяется за счет появления новых видов сырья и технологий; повышения потребительского спроса на различные нетрадиционные товары; значительных изменений в законодательстве, связанных с введением новых терминов и определений к ним [1, 2].
Развитие современных технологий способствует расширению и обновлению классического ассортимента продовольственных товаров и сырья, появлению новых товаров и сырья с высокими показателями потребительских свойств (так называемых товаров «нового поколения»). Примерами таких товаров являются: генетически модифицированное сырье и продукция на его основе; функциональные продукты с улучшенной пищевой ценностью; целый ряд диетических и диабетических продуктов, продуктов специализированного назначения; продукты, аналогичные по свойствам уже имеющимся традиционным товарам, но из другого исходного сырья (аналоги, суррогаты и т.д.) и др. [3]. На данный момент еще окончательно не сформировано мнение научного сообщества и потребителей о пользе или вреде многих из этих товаров [4]; однако ассортимент данной продукции на рынке постоянно расширяется и многие из этих товаров являются объектами внешнеторговой деятельности.
Расширение ассортимента затрагивает различные группы продовольственных товаров. К уже имеющимся на продовольственном рынке товарам-аналогам и суррогатам, таким как чайный напиток, кофейный напиток, кондитерская плитка, спред, добавился целый спектр новых пищевых продуктов, аналогичных по технологии производства существующим традиционным товарам, но отличающихся исходным сырьем. Появились пивные напитки, как аналоги пива; винные напитки, как аналоги вин; аналоги мясных продуктов; сырные продукты; творожные продукты и др.
При этом достаточно высокую долю на рынке занимают многокомпонентные пищевые продукты и сырье для их производства, поступающие по импорту. Данные продукты могут содержать в своем составе многочисленные ингредиенты животного, растительного, минерального и биосинтетического происхождения и зачастую достаточно сложно понять, к какой группе товаров они относятся и как следует их классифицировать для нужд внутренней и внешней торговли.