По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 002.304: 930.85 DOI:10.33920/nik-04-2402-10

Проблема зла и теодицеи в философии и теологии: историко-философский анализ

А. Т. Айсулов МРОДОО ВО «Болгарская исламская академия», г. Болгар, Россия, E-mail: rutrat@mail.ru

В статье рассматриваются различные подходы к проблеме зла и теодицеи в философии и теологии, анализируются взгляды таких мыслителей, как Августин, Аквинский, Лейбниц, Кант и современные исследователи.

Литература:

1. Августин, Аврелий. Исповедь. — М.: АСТ, 2024. — 384 с.

2. Аквинский, Фома. Сумма теологии. — М.: АСТ, 2019. — 330 с.

3. Лейбниц, Готфрид Вильгельм. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. — М.: Рипол-Классик, 2018. — 496 с.

4. Кант, Иммануил. Религия в пределах только разума. — М.: Директ-Медиа, 2002. — 416 с.

5. Горохов, А. А. Феноменология религии Мирчи Элиаде. — СПб.: Алетейя, 2020. — 170 с.

6. Камали, З. Философия Ислама / в 2 т. — Казань: Татарское книжное издательство, 2010.

7. Сартр, Жан-Поль. Бытие и ничто. — М.: АСТ, 2020. — 1072 с.

8. Кафаров, Т. Э. Проблема зла в исламе: между теодицеей и анти-теодицеей // Исламоведение. — 2022. — Т. 13. — № 2. — С. 96–111

9. Степченкова, В. Н. Художественная теодицея в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Проблемы исторической поэтики. — 2021. — № 19(2). — С. 107–124

10. Рюмина, А. В., Савченкова, Ю. В. «Слезинка ребенка» в художественном мире А.П. Чехова и Ф.М. Достоевского // Сборник научных статей международной конференции HOMO DICENS — 2022. — М.: МГПУ, 2022. — С. 107–115

11. Щеглов, А. П. Философские представления о природе зла в древней Руси / дис. … доктора философ. наук. — М.: Институт философии РАН, 2011. — 366 с.

12. Муравьев, В. В. Религия и общественная психология // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2009. — № 3–4. — С. 35–39

13. Малахов, Д. В. Социально-политические измерения философии и теологии «после Освенцима» // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. — 2023. — № 4 (139). — С. 121–126

14. Атик, А. А. Концепция справедливости в современной арабо-мусульманской мысли // Всероссийская научная конференция «Таврические философские чтения «АНАХАРСИС». — Симферополь: Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, 2016 — 3 с.

1. Augustine, Aurelius (2024). Confession. — Moscow: AST, 384 p. (In Russian)

2. Aquinsky, Thomas (2019). The sum of theology. — Moscow: AST, 330 p. (In Russian)

3. Leibniz, Gottfried Wilhelm (2018). Essays of Theodicy on the Goodness of God, the Freedom of Man and the Origin of Evil. — Moscow: Ripoll Classic, 496 p. (In Russian)

4. Kant, Immanuel (2002). Religion within the limits of reason alone. — Moscow: Direct-Media, 416 p. (In Russian)

5. Gorokhov, A. A. (2020). Phenomenology of religion Mircea Eliade. — St. Peterburg: Aleteya, 170 p. (In Russian)

6. Kamali, Z. (2010). Philosophy of Islam. In 2 vol. — Kazan: Tatar Book Publishing House

7. Sartre, Jean-Paul (2020). Being and nothing. — Moscow: AST, 1072 p. (In Russian)

8. Kafarov, T. E. (2022). Problema zla v islame: mezhdu teoditseei i anti-teoditseei [The problem of evil in Islam: between theodicy and anti-theodicy]. Islamovedenie [Islamic Studies]. Vol. 13, no. 2, pp. 96–111. (In Russian)

9. Stepchenkova, V. N. (2021). Khudozhestvennaia teoditseia v romane F. M. Dostoevskogo «Brat’ia Karamazovy» [The Artistic theodicy in F. M. Dostoevsky’s novel «The Brothers Karamazov»]. Problemy istoricheskoi poetiki [Problems of historical poetics]. No. 19(2), pp. 107–124. (In Russian)

10. Ryumina, A. V., Savchenkova, Yu. V. (2022). «A child’s Tear» in the art the world of A. P. Chekhov and F. M. Dostoevsky. In: Collection of scientifi c articles of the international conference HOMO DICENS — 2022. — Moscow: MGPU, pp. 107-115. (In Russian)

11. Shcheglov, A. P. (2011). Philosophical ideas about the nature of evil in ancient Russia: Dis. … Doctor of Philosophy. — Moscow: Institute of Philosophy RAS, 366 p. (In Russian)

12. Muravyov, V. V. (2009). Religiia i obshchestvennaia psikhologiia [Religion and Social Psychology]. Vestnik Viatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Vyatka State University for the Humanities]. No. 3–4, pp. 35–39. (In Russian)

13. Malakhov, D. V. (2023). Sotsial’no-politicheskie izmereniia fi losofi i i teologii «posle Osventsima» [In The Socio-Political Dimensions of Philosophy and Theology «After Auschwitz»]. Izvestiia Gomel’skogo gosudarstvennogo universiteta imeni F. Skoriny [Izvestia of Gomel State University named after F. Skarina]. No. 4(139), pp. 121–126. (In Russian)

14. Atik, A. A. (2016). The concept of justice in modern Arab-Muslim thought. In: All-Russian Scientifi c Conference Taurid Philosophical Readings ANACHARSIS. — Simferopol: Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, 3 p. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 18.09.2024

Дата принятия рукописи в печать: 04.12.2024

Проблема зла и теодицеи занимает одно из центральных мест в философских и теологических размышлениях на протяжении веков. Вопрос о том, как возможно сосуществование всеблагого и всемогущего Бога с наличием зла в мире, волновал таких выдающихся мыслителей, как Августин, Фома Аквинский, Лейбниц, Кант и многих других. В данной статье рассмотрим различные подходы к проблеме зла, предложенные в христианской и исламской традициях, а также в философии Нового времени и современной мысли.

Августин Аврелий. Августин Аврелий, один из крупнейших христианских теологов, в своей «Исповеди» рассматривает проблему зла через призму свободной воли человека. Он утверждает, что зло не является субстанцией, а результатом неправильного использования свободы воли. Для Августина зло — это отсутствие добра, а не самостоятельная сущность. Он полагает, что зло возникает тогда, когда человек отворачивается от Бога и выбирает меньшие блага, нарушая гармонию, установленную Богом.

Августин также подчеркивает, что Бог, будучи всеблагим и всемогущим, не может быть источником зла. Он допускает существование зла в мире для испытания и воспитания людей, чтобы они могли свободно выбрать добро и приблизиться к Богу.

«Одобрит ли справедливый судья побои, которые я терпел за то, что играл в мяч и за этой игрой забывал учить буквы, которыми я, взрослый, играл в игру более безобразную? Наставник, бивший меня, занимался не тем же, чем я?» так писал Августин в «Исповеди». Бить ребенка не зло ли это? А били его за то, что он не учился, в те времена это было законно, более того одобряемо, сейчас это порицаемое и даже наказуемое зло. А за что его били, за то, что он не учил буквы, выучив которые он мог совершать гораздо большие злодеяния писав тексты. Через данные примеры мы видим, что Бог не вмешивается в каждую мелочь на Земле, а наоборот Он установил законы существования вселенной раз и навсегда, человек же будучи созданием с волей выбора выбирает совершать благой поступок или злой.

Для Цитирования:
А. Т. Айсулов, Проблема зла и теодицеи в философии и теологии: историко-философский анализ. Общенаучный журнал. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: