Границы современных государств, как и в предшествующие эпохи, не являются абсолютно неизменными и окончательными. В последние десятилетия особое значение приобретает процесс образования новых государств в результате стремления территориальных образований к отделению от одних государств и обретению независимости или же к присоединению к другим государствам. Часть из них имеет статус непризнанных или частично признанных мировым сообществом.
Ярким примером проявления центробежной тенденции является образование в начале 1990-х гг. на Балканах и постсоветском пространстве ряда государств, впоследствии данная тенденция проявилась в образовании таких непризнанных государств, как Приднестровская Молдавская Республика и Нагорно-Карабахская Республика, и частично признанных государств, представленных Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия и Республикой Косово [7]. В 2014 г. эта тенденция получила дальнейшее развитие на Украине, о чем свидетельствует появление ДНР и ЛНР.
Особый резонанс в мире вызвало воссоединение Крыма и Севастополя с Российской Федерацией в марте 2014 г. 16 марта 2014 г. на референдуме за присоединение к России высказались 96,7 % принявших участие в голосовании, 17 марта крымский парламент объявил о независимости и обратился к правительству России с просьбой о включении территории Крыма в состав Российской Федерации. На следующий день был подписан договор о включении региона в РФ, а 21 марта российский парламент принял соответствующий закон [1].
Несмотря на то, что решение о независимости крымские власти принимали исходя из принципа равноправия и самоопределения, закрепленного в первой статье Устава ООН, и решения Международного суда ООН в отношении Косова от 20.07.2010, а результаты референдума в Крыму стали основанием воссоединения Крыма с РФ, уже через 10 дней после его проведения была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 68 / 262 «Территориальная целостность Украины», объявившая о непризнании изменения статуса Крыма и Севастополя и нелегитимности крымского референдума [13]. В данной резолюции принцип территориальной целостности государств абсолютизируется и противопоставляется принципу равноправия и самоопределения народов, реализация которого предполагает неизбежное сокращение территорий и изменение границ исходного государства [1]. Современное международное право изначально содержит в себе предпосылки для возможности различных интерпретаций в зависимости от политических предпочтений субъектов международных отношений при оценке событий, связанных с реализацией права на самоопределение, что наглядно проявилось в правовых оценках событий в Косово и Республике Крым.