По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 620.2 (063) DOI:10.33920/VNE-3-2504-02

Проблема применения искусственного интеллекта в рамках таможенного контроля в автомобильном пункте пропуска

Жуль Ю. А. Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Романов Р. В. Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В статье рассматривается применение искусственного интеллекта в контексте автомобильных пунктов пропуска. Анализируется внедрение ИИ-технологий для считывания грузов, включая автоматизацию идентификации, проверки соответствия документации и оценки безопасности перевозок. Отмечается значимость развития отечественной системы «интеллектуального» пункта пропуска, предполагающей использование искусственного интеллекта для автоматической обработки снимков инспекционно-досмотровых комплексов.

Литература:

1. Федеральная таможенная служба: официальный сайт [Электронный ресурс] URL: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/261715 [Дата обращения: 14.02.25].

2. Снапкова О. В. Проблемы создания «интеллектуального пункта пропуска» // Вестник Российской таможенной академии. Снапкова О. В. Проблемы создания «интеллектуального пункта пропуска» //Вестник Российской таможенной академии [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemysozdaniya intellektualnogo-punkta-propuska/viewer [Дата обращения: 14.02.25].

1. Federal Customs Service: official website [Electronic resource] Available at: https:// customs.gov.ru/press/aktual-no/document/261715 [Accessed: 02/14/25]. (In Russ.)

2. Snapkova O. V. Problemy sozdaniia «intellektualnogo punkta propuska» [Problems of creating an «intelligent checkpoint»] // Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii [Bulletin of the Russian Customs Academy]. [Electronic resource] Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sozdaniya intellektualnogo-punktapropuska/viewer [Accessed: 02/14/25]. (In Russ.)

В последние годы искусственный интеллект (далее — ИИ) стал неотъемлемой частью многих отраслей, включая таможенное дело. Внедрение ИИ в процедуры таможенного контроля обещает значительное повышение эффективности и точности проверок, но вместе с тем возникают серьезные проблемы, которые необходимо решать для успешного применения этих технологий. Автомобильные пункты пропуска играют важнейшую роль в международной торговле, обеспечивая перемещение товаров и транспортных средств через государственную границу. Один из ключевых этапов таможенного контроля — считывание грузов, перевозимых транспортными средствами. Процесс считывания грузов включает в себя идентификацию груза, проверку соответствия сопроводительных документов фактическим параметрам груза, а также оценку его безопасности и законности перевозки.

Однако считывание грузов сталкивается с рядом проблем, которые усложняют работу таможенных органов и создают риски для безопасности и экономической стабильности.

Традиционные методы считывания грузов, такие как таможенный осмотр и документальная проверка, требуют значительных временных затрат и подвержены человеческому фактору. Ошибка сотрудника может привести к неправильному определению типа груза, его веса или объема, что, в свою очередь, влияет на правильность начисления таможенных пошлин и сборов. Кроме того, таможенный осмотр не всегда позволяет точно определить содержимое контейнера или транспортного средства, особенно если речь идет о крупногабаритных или скрытых грузах. Разнообразие типов грузов, проходящих через автомобильные пункты пропуска, создаёт дополнительные сложности для их считывания. Контейнеры, автомобили, железнодорожные вагоны и другие виды транспортных средств могут содержать широкий спектр товаров, от продовольственных до промышленных материалов и опасных химических веществ. Каждый тип груза требует особого подхода к проверке и контролю, что увеличивает нагрузку на персонал и оборудование.

Алгоритмы компьютерного зрения и машинного обучения могут использоваться для автоматического распознавания содержимого контейнеров и транспортных средств.

Для Цитирования:
Жуль Ю. А., Романов Р. В., Проблема применения искусственного интеллекта в рамках таможенного контроля в автомобильном пункте пропуска. Лизинг. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: