После крушения Советского союза строительный сектор РСФСР переживал большой кризис, вызванный потерей рынков, невозможностью получения отдельных товаров/работ или услуг из стран бывшего СССР. Восстановление рынка может быть связано с формированием института долевого строительства.
Идея института была апробирована в южноамериканских государствах — Чили и Аргентине.
Во всех случаях население сдавало деньги для софинансирования строительства жилых помещений. В Аргентине подобная схема организации строительных работ привела к существенному росту экономики после противостояния с Великобританией из-за Фолклендских островов — среднее количество возведенных зданий за годы реформ увеличилось на 20 %.
В Чили схема долевого строительства закончилась фиаско, т. к. государство дистанцировалось от дольщиков, чем спровоцировало создание крупных компаний, забравших деньги граждан, но не предоставивших никаких результатов.
Первые жилые помещения в РФ по принципу привлечения денежных средств граждан были построены в середине 1990-х гг. В начале 2000-х гг. власти зарегулировали рынок долевого строительства специальным одноименным законом. Однако даже правовое регулирование актуальных вопросов строительства так и не решило одну из основных проблем — вложение огромных сумм в строительный бизнес со стороны граждан практически никак не защищается с юридических позиций, застройщик, привлекая деньги населения, может объявить себя банкротом без каких-либо существенных последствий.
Причина такого явления — ошибки в юридической технике созданного в РФ закона. Дольщик по этому закону приобретает не само право собственности на построенный и введенный жилой объект, а лишь право требования на такой объект.
Понятие объекта незавершенного строительства содержится в Градостроительном кодексе. Под ним понимается объект капстроительства (здание, строение, сооружение), строительство которого не было завершено. Исключение из правил: объекты некапительного строительства, а также неотделимые улучшения от земельного участка.