Взаимодействие культур и зачатки диалогических отношений возможно найти практически в любой эпохе, но диалог как научная и философская проблема был воспринят достаточно поздно. Активное изучение самих процессов и их особенностей сложилось на базе нового течения в философии ХХ века — диалогизма. Огромное влияние на становление и развитие философии диалогизма оказали работы М.М. Бахтина, В.С. Библера, М. Бубера, а также Б. Вальденфельса, Э. Левинаса, Г. Марселя, Ф. Розенцвейга, О. Розеншток-Хюсси, С.Л. Франка, Ф. Эбнера и некоторых других философов современности. Диалогисты поставили перед собой задачу сформировать новый тип мышления — диалогическое мышление в противовес доминирующему в философии мышлению монологическому. При этом новый тип мышления подразумевал под собой субъект-субъектное отношение вместо субъект-объектного. Диалогизм как проект не был полностью реализован, но тем не менее смог оказать значительное влияние на образ современной философской мысли [3], а также на развитие таких направлений, как экзистенциализм, герменевтика и феноменология.
Эта проблема, несмотря на свою актуальность и операциональность идей, сформированных в рамках ее тезауруса, достаточно сложна для исследования. Связано это прежде всего с тем, что само понятие диалога достаточно многозначно. Оно не может быть заменено ни одним из своих синонимов — прежде всего понятием «культурное взаимодействие», очень близким к анализируемому понятию «диалог культур». Конечно, диалог культур можно воспринимать как форму культурного взаимодействия, имея в виду, что межкультурное взаимодействие является весьма «разнородным явлением, которое в зависимости от характера протекания имеет вид конфликта либо диалога» [7, c. 11]. Однако если культурное взаимодействие отвечает на вопрос «что происходит?», то диалог культур отвечает на вопрос «как происходит?» или «каким образом происходит то или иное взаимодействие?». Именно это и имеется в виду, когда говорится о диалогических отношениях или о диалоге культур. Поэтому необходимо изначально развести различные содержательные аспекты этого понятия и, прежде чем приступить к анализу самой социокультурной реальности в рамках концептуальных построений диалога культур, необходимо выделить подходы к трактовке этого понятия и определиться с тем, какой из них в большей степени соответствует замыслу исследования.