Статья поступила 10.11.2016 г.
Представляется, что из аксиоматического положения «человек есть творец и творение культуры», принимаемого всеми, кто работает в области философии культуры и культурологии, логически следует, что проблема «человек и культура» занимает или, во всяком случае, должна занимать центральное место в этих областях знания.
В связи с этим представляет большой интерес вопрос о том, какой вклад внёс в разработку проблемы «человек и культура» М. С. Каган, который по праву считается одним из столпов отечественной философии культуры и культурологии.
Отвечая на этот вопрос, в первую очередь надо отметить, что уже многие названия произведений М. С. Кагана — «Человеческая деятельность» [5], «Се… человек» [3] и т. д. красноречиво говорят о том, что проблема человека привлекает его пристальное внимание.
При этом содержание названных произведений показывает, что проблема человека обсуждается и решается в них в неразрывной связи с проблемой культуры. Однако особый интерес в этом плане представляет работа М. С. Кагана «Философия культуры» [4] и написанная им глава «Антропологические аспекты культуры», вошедшая в учебник «Культурология» [1].
Первый из названных трудов представлял собой, по замыслу автора, итог его изысканий в области философии культуры. Проблема «культура и человек» является в нем наряду с проблемами «культура и природа», «культура и общество» одной из составляющих решения более общей философско-культурологической проблемы «онтология культуры». Это вполне оправдано, поскольку предметом философии и отдельных философских дисциплин является постановка и решение наиболее общих проблем бытия. К их числу в области философии культуры как раз и относится проблема онтологии культуры, которая представляет собой триединство проблем «культура и природа», «культура и общество», «культура и человек».
Однако то обстоятельство, что в сфере вопросов онтологии культуры проблема «культура и человек» является не единственной, а «одной из…», ни в коей мере не свидетельствует о недооценке роли антропологического фактора в культуре. Так, характеризуя культуру как форму бытия, М. С. Каган подчеркивает, что она образуется человеческой деятельностью, соответственно, в состав культуры входят: качества самого человека как субъекта деятельности; способы деятельности; многообразие предметов деятельности, в которых опредмечиваются процессы деятельности; вторичные способы деятельности, служащие уже не опредмечиванию, а распредмечиванию тех человеческих качеств, которые хранятся в предметном бытии культуры; вновь человек, вторая роль которого в культуре обуславливается тем, что в процессе распредмечивания он растет, меняется, обогащается, развивается, короче — становится продуктом культуры. Поскольку же одним из формируемых культурой качеств является потребность в совершенствовании собственной деятельности, постольку человек, творимый культурой, становится и её творцом. Кроме перечисленных выше, в состав культуры Каган включает и связь процессов опредмечивания и распредмечивания с общением участвующих в них людей как особым аспектом человеческой деятельности и, соответственно, феноменом культуры» [4. С. 41–42].