— После переписи 2010 года было установлено, что за последние 20 лет с карты исчезли 23 тыс. населенных пунктов. Много городов потеряли больше четверти населения. Есть ли данные, кто остается там жить? Это только старые люди, которые не хотят менять условия проживания? Достаточно ли трудоспособных людей, готовых как-то преобразить свое место жительства?
— Картина неоднозначная. Остаются в основном лица старшего возраста: пенсионеры, люди, которые специализировались, нашли свое место и состоялись как профессионалы в постсоветское время, в девяностые. Но я бы сказал, и молодежь остается — в силу личного выбора, семьи, сложностей переезда. Плюс я бы все-таки учитывал фактор развития современных коммуникационных и информационных технологий: к счастью, сегодня специалисты могут зарабатывать деньги и социализироваться без привязки к территории. Поэтому в регионах живет очень много и дизайнеров, и блогеров, и аналитиков. Для когото это осознанный выбор, обратная деурбанизация: переезд из больших городов. Но это статистически пока не слишком существенное явление в России.
— Планируется, что по программе переселения из Крайнего Севера в 2021 году из Коми уедет 190 семей. Не слишком ли маленькая цифра? Какими темпами продвигается переселение? Как выглядит ситуация в других регионах?
— Мало иметь цифры — надо понимать, куда эти люди переселяются: в новые ЖК или нет. Понимать, хотят ли они этого, есть ли вообще согласование их желаний и намерений властей. Вопрос с частной собственностью у нас нередко подвешен в воздухе: гражданин сейчас бессилен в ее защите перед властью. Поэтому я бы смотрел, насколько достигнут компромисс в каждом конкретном случае при реализации программ переселения. Если смотреть на цифры, 190 семей — это мало: всего лишь пара высотных домов. Но надо везде анализировать по каждому региону. Проблемы ветхого жилья в целом очень медленно решаются. Зачастую государство бездействует, потому что такого рода программы кажутся бесполезными, но если подойти с умом, стратегически это приведет к экономической выгоде.