По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг

Э.Ф. Галямова канд. экон. наук, старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск
Г. О. Кудимана магистрант кафедры экономики, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск

На основании исследования, проведенного в 2016 г. Удмуртским государственным университетом, выявляются проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты при поступлении в университет и в процессе получения высшего образования. Делаются выводы о необходимости проработки комплексных мер по повышению привлекательности российских вузов. Подчеркивается целесообразность решения проблем, связанных с социальнопсихологической адаптацией иностранных студентов. Приводится опыт стран-лидеров рынка образовательных услуг.

Литература:

1. Академическая мобильность иностранных студентов в России. Факты образования // Институт образования НИУ ВШЭ. 2016. Вып. 7 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ioe.hse.ru/factobr.

2. Экспорт российских образовательных услуг: стат. сб. Вып. 6 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Социоцентр, 2016.

3. Open Doors 2015. Report on International Educational Exchange // Institute of International Education: site. URL: http://www.iie.org

4. Плаксий С.И. Конкурентоспособность российского высшего образования // Карьерный рост: транснациональные диалоги об управлении персоналом и развитии рынка труда [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://www. punkt-a.com/ru/pb/ art/bp011.plaxiy.htm.

5. Косевич А.В., Кожина В.О. Конкурентоспособность российского образования в условиях глобализации мировой экономики // Моск. эконом. журн. — 2016. — № 12.

6. Иностранных студентов в России за год стало на 8% больше // Известия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://izvestia.ru/news/625055.

7. Учиться в России: все больше иностранных студентов выбирают российские вузы // Информационный портал фонда Русский мир [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. russkiymir.ru/publications/221537.

8. Экспорт образовательных услуг и положение вузов в международных рейтингах как инструменты вхождения России в мировое образовательное пространство // Международные образовательные связи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mgs.org. ru/2016/09.экспорт-образовательныхуслуг-и-поло//

9. Лучшие вузы России: выбери свой // Проект «Социальный навигатор» медиагруппы «Россия сегодня» [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://ru.sputniknews-uz.com/ society/20160919/3535743.html.

10. Предложения по улучшению стратегии России в области привлечения иностранных студентов (на примере опыта зарубежных стран) // Мировое и национальное хозяйство. — 2012. — №2 (21).

11. Управление международного сотрудничества и связей с общественностью // Официальный сайт Удм. гос. ун-та [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://d-msso.udsu.ru.

Увеличение экспорта образовательных услуг является одним из приоритетных направлений государственной политики многих стран. Участие в глобальных процессах развития науки и образования способствует реализации социальноэкономических и геополитических интересов. Интеллектуальный образовательный капитал определяет направление и динамику развития стран и их конкурентоспособность на международной арене. Для ряда государств экспорт образования становится важной статьей формирования бюджета за счет получения прямого и косвенного доходов от обучения иностранных студентов. США и Великобритания получают немалые доходы от продажи образовательных услуг. В Австралии образовательные услуги по объему занимают третье место среди источников дохода государственной казны [1].

Развитие экспортного потенциала высшего образования признается одним из важнейших стратегических направлений государственной политики России. Усиление авторитета российского высшего образования, повышение привлекательности российских вузов на мировом образовательном рынке повышает конкурентоспособность системы национального образования, усиливает позиции страны в мировом сообществе за счет распространения достижений отечественной науки, национальной культуры. Для российской системы высшего образования обучение иностранных граждан является дополнительным источником финансовых ресурсов, так как почти 70% иностранцев в России учатся платно [2].

Количество иностранных абитуриентов можно назвать одним из важнейших показателей качества и привлекательности национальной системы образования. Совокупная численность иностранных студентов по данным Института образования НИУ ВШЭ в России на начало 2015/2016 академического года составила 237 538 человек (5% от общего числа студентов в Российской Федерации). В динамике данный показатель имеет тенденцию к увеличению (табл. 1).

По данным ОЭСР в 2016 г., доля России на международном рынке образовательных услуг составляла около 7%. Это 6-е место после США (25%), Великобритании (12%), Китая (10%), Франции (8%), Австралии (7%) [3]. Обновление российского высшего образования, его инновационный потенциал, содержание и формы организации на сегодняшний момент отстают от скорости изменений в мире, динамики модернизации вузов в развитых странах [4].

Для Цитирования:
Э.Ф. Галямова, Г. О. Кудимана, Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг. Юрист ВУЗа. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: