Увеличение экспорта образовательных услуг является одним из приоритетных направлений государственной политики многих стран. Участие в глобальных процессах развития науки и образования способствует реализации социальноэкономических и геополитических интересов. Интеллектуальный образовательный капитал определяет направление и динамику развития стран и их конкурентоспособность на международной арене. Для ряда государств экспорт образования становится важной статьей формирования бюджета за счет получения прямого и косвенного доходов от обучения иностранных студентов. США и Великобритания получают немалые доходы от продажи образовательных услуг. В Австралии образовательные услуги по объему занимают третье место среди источников дохода государственной казны [1].
Развитие экспортного потенциала высшего образования признается одним из важнейших стратегических направлений государственной политики России. Усиление авторитета российского высшего образования, повышение привлекательности российских вузов на мировом образовательном рынке повышает конкурентоспособность системы национального образования, усиливает позиции страны в мировом сообществе за счет распространения достижений отечественной науки, национальной культуры. Для российской системы высшего образования обучение иностранных граждан является дополнительным источником финансовых ресурсов, так как почти 70% иностранцев в России учатся платно [2].
Количество иностранных абитуриентов можно назвать одним из важнейших показателей качества и привлекательности национальной системы образования. Совокупная численность иностранных студентов по данным Института образования НИУ ВШЭ в России на начало 2015/2016 академического года составила 237 538 человек (5% от общего числа студентов в Российской Федерации). В динамике данный показатель имеет тенденцию к увеличению (табл. 1).
По данным ОЭСР в 2016 г., доля России на международном рынке образовательных услуг составляла около 7%. Это 6-е место после США (25%), Великобритании (12%), Китая (10%), Франции (8%), Австралии (7%) [3]. Обновление российского высшего образования, его инновационный потенциал, содержание и формы организации на сегодняшний момент отстают от скорости изменений в мире, динамики модернизации вузов в развитых странах [4].