По состоянию на 25 декабря 2019 г. количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, составило 1,5 млн единиц. Наибольший дефицит кадров традиционно наблюдается в строительстве, металлообработке и машиностроительном производстве. С другой стороны, по данным Росстата, одновременно в стране насчитывается около 3,2 млн безработных.
Более того, экономическая статистика утверждает, что последние три года в стране наблюдается массовое закрытие предприятий — более 800 тыс. (по данным аудиторско-консалтинговой компании «Финэкспертиза»). То есть количество претендентов на каждое вакантное рабочее место должно расти, особенно с учетом реформы пенсионной системы.
В канун Нового года президент Владимир Путин подписал закон о ратификации межправительственного соглашения с Таджикистаном об организованном наборе мигрантов республики на временную работу в России. Сегодня Душанбе оценивает их количество в 400 тыс., Москва — в 1 млн и более.
Объем денежных переводов, отправленных таджикскими трудовыми мигрантами на родину, только официально составляет около 3 млрд долларов. Да, эти деньги заработаны честно. Но страна не испытывает дефицита рабочих рук, и не меньше половины этих сумм могли и должны были заработать сами россияне.
И потратить дома, стимулируя спрос в том числе на отечественные товары.
Ранее Россия уже подписала аналогичные соглашения с Узбекистаном и Киргизией, и документ принципиально ничего не изменил.
Россияне весьма недвусмысленно выступают против роста притока гастарбайтеров в страну. В минувшем сентябре это продемонстрировал опрос «Левада-Центра»: за ограничение трудовой иммиграции высказались 72 % респондентов. Еще два года назад доля «противников» была меньше — 58 %. И этот результат нельзя квалифицировать как «усиление расистских настроений в обществе». Фиксируется значительное снижение числа местных конфликтов на межнациональной почве и, наоборот, рост межнациональных браков.
Но теперь эксперты по межнациональным отношениям отмечают наступление нового этапа противостояния — социально-экономического. Приезжие все жестче претендуют на рабочие места местных. Причем уже не на любые, а на квалифицированные и лучше оплачиваемые: из дворников и чернорабочих стройки они выросли в прорабов, из продавцов перебираются в завмаги. Результат: сегодня при соцопросах уже 64 % респондентов заявляют, что работу, которую ныне выполняют мигранты, могли бы делать друзья и родные опрошенных. Шесть лет назад так высказывались лишь 57 % респондентов. Вместе с «карьерным ростом» приезжих растут претензии к их низкой или недостаточной квалификации — особенно это относится к врачам и среднему медперсоналу.