Сразу надо отметить, что в российском законодательстве нет определения pre-IPO, так же как и нет специального режима регулирования или порядка для таких сделок.
Общее определение гласит, что pre-IPO это предварительное размещение ценных бумаг компании на внебиржевом рынке до того, как эмитент провёл IPO, то есть публично разместил акции на бирже и вошел в котировальные листы. В мировой практике pre -IPO — это последний раунд размещения до выхода компании на открытые рынки акций, зачастую направленный именно на подготовку к IPO. На российском же рынке ценных бумаг ситуация иная, и с развитием инвестиционных платформ термин pre-IPO стал уместен для любых непубличных размещений среди относительно широкого круга лиц.
Во-первых, отметим, что проведение pre-IPO не всегда означает, что далее будет IPO, поэтому вряд ли можно сказать, что на российском рынке — это только подготовка к IPO. К тому же, в соответствии с законодательством РФ, у эмитента нет обязательств после pre-IPO провести IPO.
Есть ещё такое определение, как краудинвестинг, — форма привлечения капитала, в которой мелкие инвесторы объединяют средства, чтобы профинансировать перспективные проекты, его тоже часто называют pre-IPO. Это определение тоже полностью не охватывает то привлечение инвестиций, которое происходит вне биржи, инвесторы могут быть и крупными, и даже мажоритарными.
Главное, что это модели долевого финансирования и дают бизнесу возможность получать денежные средства в капитал, не привлекая банковские кредиты и не выпуская облигации, но при этом инвесторы становятся акционерами компании со всеми вытекающими правами.
Привлечение такого рода инвестиций проходит на инвестиционных платформах, присваивается статус оператора и регулируются такие платформы Банком России. Крупные регистраторы являются операторами своих платформ и активно развивают эту инфраструктуру.
Такое понятие, как pre-IPO, уже прочно закрепилось на рынке, поэтому со всеми вышеприведенными оговорками его можно использовать для данного рода привлечения инвестиций.