С 12 апреля 2020 года вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 01.04.2020 № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», которые существенно изменили критерии привлечения должностных лиц организации к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Рассмотрению новаций, внесенных вышеуказанным законом, и посвящена данная статья.
Цель исследования: изучение критериев привлечения должностных лиц организаций к уголовной ответственности за уклонение организации от уплаты налогов, сборов и страховых взносов.
Задачи исследования: обоснование правильной методики определения крупного и особо крупного размера сокрытия налогов, сборов и страховых взносов.
Материалы, методы и условия проведения исследования. Изучены Уголовный и Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральный закон от 01.04.2020 № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», законодательство в этой области и практика его применения [1–4], а также научные труды отечественных экономистов в данной области [5–8].
Федеральный закон от 01.04.2020 № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» внес изменения в том числе и в ст. 199, 199.1, 199.4 УК РФ. Данные изменения связаны исключительно с порядком определения крупной и особо крупной суммы налогов, сборов и страховых взносов, уклонение от уплаты которых может привести к привлечению должностных лиц компании к уголовной ответственности.
Сначала следует напомнить: уклонением считается умышленное включение в налоговую декларацию или иные документы не соответствующих действительности сведений, неотражение данных о доходах, объектах налогообложения, искажение сумм доходов и расходов, физических показателей для расчета налогов, сборов, страховых взносов, а также умышленное непредставление налоговой декларации или иных вышеуказанных документов. При этом привлечь к уголовной ответственности за данные правонарушения можно руководителя организации, иное лицо, ответственное за подписание налоговых деклараций [4]. При этом не имеет значения форма собственности компании: к уголовной ответственности могут быть привлечены должностные лица как частных компаний, так и государственных и муниципальных учреждений. Привлечение к ответственности возможно в случае прямого умысла должностного лица в случае, когда отсутствуют обстоятельства, исключающие его вину, например совершение данного деяния вследствие стихийного бедствия и иных чрезвычайных обстоятельств [1].