— Буквально на днях начнет работать Главный центр управления железных дорог России. Для чего он создавался?
— Ключевое слово в названии этой структуры — «управление». Мы за последнее время приняли ряд решений, позволивших лучше с технической точки зрения управлять теми сложными процессами, которые происходят на железной дороге. Мы разложили практически всю технологию перевозок на отдельные процессы, получилась огромная карта — что, кто и где должен делать. Мы съездили в Ситуационный центр МЧС, мы были в Министерстве обороны, посмотрели работу других наших коллег и сделали для себя предварительный набросок такого центра. Исторически управление строилось исходя из тех возможностей, которые были у железнодорожников. Раньше использовалась статистическая информация, которая накапливалась, и на основе ее анализа можно было принимать решение. Сегодня мы можем получать информацию в режиме онлайн, и, соответственно, нам нужно изменить сам принцип управления. Мы провели инвентаризацию — у нас почти 1500 различных программ, и в основном они как раз статистические. А принцип современного управления основывается на тезисе: чем меньше времени между получением информации и принятием решения, тем эффективнее работа.
— Получается, что начало работы центра позволит «РЖД» перейти на новую управленческую модель?
— Он обеспечит иную скорость принятия решений. В мой адрес регулярно поступают самые разные вопросы: где-то недопоставили спецодежду, где-то отсутствуют инвентарь, инструменты... За всем этим надо постоянно наблюдать. Должна быть видна вся система прохождения заявки: что заказало подразделение, на какой стадии заявка, как она продвигается. В ГЦУ в реальном времени видно, что у нас происходит начиная с состояния сетей связи, работы автоматики, количества и местоположения поездов, погодной ситуации. Сюда выведено видеоизображение с камер, которые расположены на основных наших стройках. Мы видим, как ведется строительство, и можем оперативно принимать решения по его корректировке. Напомню, у нас 1500 информационных систем, и мы бы хотели, чтобы все вертикали друг с другом могли координировать свои действия. У специалистов, которые будут располагаться в центре (а это представители практически всех подразделений), квалификации, компетенций, а самое главное — полномочий должно хватить на то, чтобы управлять процессом в текущем режиме.