По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.01

Приоритеты среды и мера воспитанности

Усманов Борис Фатыхович доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5 E-mail: usmanov1939@mail.ru

Автор размышляет о том, какая система ценностей и взглядов нужна образовательным организациям, которым Федеральный закон «Об образовании» 2013 года вернул функцию воспитания. Автор анализирует современную систему образования и задает вопросы: есть ли у нынешней российской системы образования главенствующая идея, как измерять сегодня воспитанность школьника и студента, для кого (или чего) учим и воспитываем?

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Проспект, 2013. — 160 с.

2. Афоризмы: По иностранным источникам / Сост. П.П. Петров, Я.В. Берлин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Прогресс, 1985. — 496 с.

3. Бараникас И. Поколение на выезд: молодые россияне ищут возможность свалить на Запад // Московский комсомолец. — 2017. — 30 января.

4. Безрукова В. Поколение селфи: Нравственное воспитание как сфера услуг // Литературная газета. — 2015. — 17–23 декабря.

5. Беляев А.В. Воспитание студентов в вузе // Педагогика. — 2014. — № 5. — С. 54–62.

6. Великие мыслители — молодым специалистам: ориентиры для профессионала / Сост. Б.Ф. Усманов. — Казань, 2015. — 100 с.

7. Вострышев М.И. Московские обыватели. — М.: Молодая гвардия, 1999. — 249 с.

8. Гаврилюк О.А., Зотин А.Г., Константинова Е.С. Особенности гражданско-патриотического воспитания студентов университета в современных условиях // Знание. Понимание. Умение. — 2015. — № 2. — С. 33–39.

9. Гликман И.З. Воспитание в школе: каким ему быть? // Педагогика. — 2007. — № 4. — С. 53–57.

10. Горшков М.К. «Русская мечта»: опыт социологического измерения // Социологические исследования. — 2012. — № 12. — С. 3–11.

11. Краснова Л.А. Правила обновления содержания школьного образования // Педагогика. — 2015. — № 9. — С. 39–45.

12. Мерзлякова И.Л., Линченко А.А., Овчинникова Э.В. Об историческом сознании современной студенческой молодежи // Социологические исследования. — 2014. — № 12. — С. 89–96.

13. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия / Сост. В.М. Балязин. — М.: Олмапресс, 2002. — 848 с.

14. Петухов В.В. Российская трансформация и общественная мысль // Социологические исследования. — 2015. — № 12. — С. 28–40.

15. Покровская Н. Даешь стране угля! // Вечерняя Москва. — 2017. — 20 января — 2 февраля.

16. Попова Н.В. Социальное направление деятельности центра личностного развития студентов современного вуза // Alma mater. — 2015. — № 12. — С. 19–24.

17. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811– 1817 гг.): Историко-педагогический очерк. — М., 1993. — 130 с.

18. Студенту-первокурснику: создай себя сам! Великие мысли великих мыслителей. Сб. афоризмов / Сост. Б.Ф. Усманов. — М.: РУДН, 2016. — 55 с.

19. Тихонова Н.Е. Явные и неявные последствия экономических кризисов для россиян // Социологические исследования. — 2015. — № 12. — С. 16–27.

20. Усманов Б.Ф. Аксиомы воспитания и социальные контексты воспитывающей среды // Знание. Понимание. Умение. — 2015. — № 2. — С. 87–96.

21. Филоненко В.И., Лепин А.П. Семья как основной агент базовой социализации студентов вузов // Социологические исследования. — 2013. — № 6. — С. 71–77.

22. Филонов Г.Н. Критерии оценки эффективности воспитательного процесса // Педагогика. — 2014. — № 4. — С. 24–30.

23. Фролов А.А., Аксенов С.И. Единство воспитания, социализации и развития личности в педагогике А.С. Макаренко // Педагогика. — 2014. — № 9. — С. 87–92.

24. Чернобай Е.В. Как результаты обучения в школе сделать полезными для жизни? // Педагогика. — 2015. — № 9. — С. 32–39.

Мало кто сегодня вспоминает о традициях воспитания, строгих дисциплинарных требованиях, общем целеполагающем и взыскательном порядке в императорских учебных заведениях дореволюционной поры. Зато немало желающих исподволь бросить тень на недавнюю советскую образовательную систему за ее будто бы чрезвычайное пристрастие к воспитательным функциям, апологетику политико-патриотических мотивов, перебор с идеологизацией учебных программ.

Впрочем, подобного рода оценки несколько изменились после принятия нового (декабрь 2013 года) Федерального закона об образовании, который вернул школам и вузам воспитательные обязанности (а по сути, реабилитировал исконные для учебных заведений педагогические задачи). Но с недавней сменой руководства в Министерстве образования и науки РФ, актуализацией проблем гражданской ответственности школы и повышения роли молодых специалистов снова так или иначе, порой довольно резко, обозначают себя противники тех принципов в организации образовательного процесса, когда воспитание, говоря словами Сен-Симона, выступает как непрерывное приобретение знаний, «которые совершенно необходимы для поддержания отношений, сложившихся между членами общества» [6, с. 49]. И когда абсолютно непререкаемо действует канон российской императрицы Екатерины II: «Правила воспитания суть первые основания, приуготовляющие нас быть гражданами» [18, с. 27].

Совсем не наивным и не безобидным предстает отъем воспитания у действовавшей образовательной системы, пришедшийся на переходный период. После 1991 года (распада СССР) страна синхронно лишилась и государственной идеологии, и производной от нее воспитательной платформы, где долгие десятилетия утверждали себя четко ориентированные морально-нравственные, политические, гражданские и военно-патриотические ценности. В результате отказа от общественных целей мы имеем вызывающее падение нравов, многочисленные факты хамского отношения учащихся к педагогам, неприкрытое стремление выпускников вузов искать работу или продолжать учебу за границей, явный дефицит у них патриотизма, гражданской стойкости, уважения к себе и своим родовым, семейным корням. Режим анархии в воспитании, либерализация системы образования до уровня потребительского рынка привели к утверждению в общественном сознании главенства принципа «все покупается — все продается».

Для Цитирования:
Усманов Борис Фатыхович, Приоритеты среды и мера воспитанности. Ученый совет. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: