Проведение в России реформы местного самоуправления, которая, является составной частью административной реформы, имеет несколько актуальных направлений. Доказательством значимости муниципального уровня управления является концептуальная оценка, которая была дана ему Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в предвыборной статье «Демократия и качество государства». Глава государства отметил: «Местное самоуправление — это школа ответственности граждан.… Это — «профессионально-политическое училище», которое формирует ключевые компетенции начинающего политика… Считаю, что «профессиональную закалку» политики и государственные администраторы должны получать именно в системе местного самоуправления»1 .
Данный концептуальный стратегический посыл Президента со всей очевидностью актуализирует вопрос обеспечения органов местного самоуправления качественными кадрами в условиях инновационного поиска, направленного на модернизацию всей общественно-политической и социально-экономической жизни. Не случайно тема кадрового обеспечения органов местного самоуправления включена в федеральную повестку дня.
Управление кадровым потенциалом муниципального образования представляет собой целенаправленную деятельность по его формированию, развитию и рациональному использованию с целью удовлетворения жизненных потребностей местного сообщества и интересов общегосударственного развития2 . Вместе с тем, анализ кадровой ситуации в муниципальной службе и изучение практики управления профессиональнодолжностным и профессионально-компетентностным развитием муниципальных служащих свидетельствуют скорее о недостаточном уровне их профессионализма и неготовности весьма значительной части корпуса муниципальных служащих к работе в новых условиях, решению современных задач по реализации вопросов местного значения в соответствии с требованиями федерального законодательства, низком уровне управленческого воздействия на складывающуюся кадровую ситуацию. Качество управления кадровыми процессами в органах местного самоуправления не в полной мере соответствует требованиям реформационных процессов; формирование кадрового корпуса происходит под влиянием как объективных, так и субъективных факторов, сохраняющихся элементов административно-бюрократических отношений и формирующихся под влиянием свободного рынка.