Этот год объявлен президентом нашей страны Годом науки и технологий, и для нас предмет особой гордости, что это объявление президент сделал на заседании попечительского совета Московского университета. В государственную программу проведения Года науки и технологий вошли мероприятия МГУ федерального значения. Наиболее важные из них — это 310-летие со дня рождения первого русского учёного-естествоиспытателя М.В. Ломоносова (ноябрь 2021 г.) и празднование 60-летия первого полёта человека в космос (в течение года). Должны также состояться такие регулярные мероприятия, как форум «Ломоносов» (февраль-март 2021 г.) и Всероссийский фестиваль науки (апрель-декабрь 2021 г.).
Московский университет выдвинул ещё одно предложение — по брендированию Года науки и технологий, то есть в различных ме стах города, на одежде, сумках и прочих вещах будут размещены логотипы Года науки и технологий. И я рад, что это предложение принято и уже начинает осуществляться.
Говоря о космосе, я хотел бы начать с науки, потому что освоение космического пространства и полёт первого космонавта были подготовлены тысячами учёных — и наша страна стала первой. Сегодня часто задают вопрос, как обстоят дела в университетах с наукой, как они отвечают на вызовы времени, готовят специалистов, которые завтра смогут осуществлять те великие дела, которые делались до них, и добиваться ещё более громких успехов? Поэтому Московский университет, продумав ситуацию, создал 7 научно-образовательных школ по новейшим научным направлениям. Перечислю их:
• Фотонные и квантовые технологии, Цифровая медицина.
• Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект.
• Молекулярные технологии живых систем и синтетическая биология.
• Сохранение мирового культурно-исторического наследия.
• Фундаментальные и прикладные исследования космоса.
• Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды.
• Математические методы анализа сложных систем.
Эти школы уже организованы, и тысячи наших учёных, половина из которых моложе 40 лет, работают в них. Это ответ на вызов времени: мы переходим на междисциплинарную форму обучения и научных исследований, закрепляем её. Ведь в одной школе может работать 15 факультетов из разных направлений, они объединены в общее пространство.