По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Приоритетные направления развития фармацевтического маркетинга

Хомутский Д.Ю. кандидат технических наук, МВА, заведующий кафедрой управления инновациями, МНИИПУ, вице-президент по инновациям, НП «Внешторгклуб», Москва
Курилов А.С. доктор делового администрирования (DBA), эксперт кафедры управления инновациями, МНИИПУ, финансовый директор аптечной сети «36, 6», Москва

Фармацевтическая промышленность переживает трансформацию, переходя от традиционных подходов к динамичным стратегиям, ориентированным в первую очередь на цифровые технологии. Многоканальный маркетинг, который объединяет такие инструменты, как социальные сети и мобильные платформы, стал незаменимым средством привлечения и медицинских работников, и пациентов. В статье рассматриваются направления фармацевтического маркетинга, приоритетное развитие которых будет способствовать росту российских фармацевтических компаний.

Литература:

1. Kremer P.G., Meyer J., Fletcher R. "The health context of marketing mix strategies in pharmaceuticals", Int.J. Pharm. Marketing, vol. 13, no. 1, pp. 18–35, 2021.

2. Старикова М.С., Алали М.А. «Особенности маркетинга фармацевтических корпораций», «Вектор экономики», № 6, 2019.

3. IMS Survey 2014, 4, рр. 11–19.

4. Delany S. "Walking the talk in patientcentric pharma", Heidrick & Struggles, 2014.

5. Беденков А.В., Филатова Н. Г. Фармацевтическая индустрия в эпоху медицины, ориентированной на пациента, «Ремедиум», июль-август 2015, с. 54–57.

Фармацевтический маркетинг претерпевает глубокие изменения, обусловленные технологическим прогрессом, меняющимися потребностями в сфере здравоохранения и все более сложными нормативными актами. Адаптация к этим изменениям необходима для обеспечения устойчивости фармкомпаний в динамичной среде глобального рынка. Переход к подходам, основанным на данных реальной клинической практики и ориентированным на пациента, требует надежных инноваций и стратегического предвидения для эффективного решения возникающих проблем. Хотя внедрение цифровых технологий в сферу маркетинга ускорилось во время пандемии COVID-19, ряд проблем в многоканальной работе с целевой аудиторией до сих пор остаются нерешенными. Многоканальный маркетинг, который объединяет такие инструменты, как социальные сети и мобильные платформы, стал незаменимым средством привлечения и медицинских работников, и пациентов. Социальные сети, в частности, повышают эффективность рекламы, направленной непосредственно на конечного потребителя (DTCA — direct-to-consumer advertising), и способствуют двусторонней коммуникации для укрепления доверия между производителями фармпрепаратов и потребителями.

Успех фармацевтического маркетинга в ближайшие годы будет зависеть от многих составляющих, которые включают технологические решения, стратегические приоритеты, социально-ориентированные подходы и развитие персонала. Наиболее важными, по мнению авторов, являются следующие компоненты: (1) технологии персонализации, (2) этическое доверие, (3) объединение физического и цифрового пространства, (4) пациент-ориентированный подход, (5) адаптируемость к нормативным требованиям, (6) новые подходы к обучению и развитию персонала, (7) устойчивое развитие и (8) ориентация на развивающиеся рынки (рис. 1).

В ближайшие 3–5 лет персонализация в фармацевтическом маркетинге (маркетинговая стратегия, при которой рекламные сообщения разрабатываются с учётом индивидуальных особенностей аудитории) будет иметь решающее значение. Данные реальной клинической практики (электронные медицинские карты, регистры пациентов, данные страховых компаний, информация с носимых устройств таких, как «умные» часы, глюкометры и т. д.), а также расширенная аналитика (Augmented analytics) позволят компаниям создавать целевые рекламные кампании, ориентированные на медицинских работников и пациентов. Интеграция этих технологий в облачные платформы для управления взаимоотношениями с клиентами (например, платформа Salesforce) упростит коммуникацию и повысит эффективность работы с клиентами, обеспечивая своевременное и результативное взаимодействие по всем каналам.

Для Цитирования:
Хомутский Д.Ю., Курилов А.С., Приоритетные направления развития фармацевтического маркетинга. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: