По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014

Приоритетность и непрерывность образования как ключевые принципы государственной образовательной политики

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье раскрыт содержательный аспект принципов признания приоритетности образования и непрерывности образования как одних из ключевых идей в реализации государственной образовательной политики на территории Российской Федерации. Последовательная реализация указанных принципов в отечественной системе образования будет способствовать решению задач социально-экономического развития государства, а также более полному обеспечению конституционного права граждан на образование.

Литература:

1. Жердин А.В. Принципы государственной политики в сфере образования // Право и образование. 2004. № 2. С. 103.

2. Кирилловых А.А., Ившин М.С. Высшее образование в эпоху глобализации // Право и образование. 2017. № 12. С. 30–37.

3. Кирилловых А.А., Ившин М.С. Принципы государственной политики в обеспечении развития системы российского образования // Право и образование. 2016. № 10. С. 4–13.

4. Кирилловых А.А. Доступность высшего образования как принцип государственной образовательной политики: перспективы институционализации // Журнал российского права. 2022. № 5. С. 108–123.

5. Козырин А.Н., Трошкина Т.Н. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: коммент. статьи 3 Федер. закона «Об образовании в Российской Федерации» // Реформы и право. 2015. № 3. С. 18–32.

6. Михайлов М.В. Политика государства в сфере образования как часть общегосударственной правовой политики: категориальный анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8 (14). С. 130–134.

7. Путило Н.В. Социальные права в постиндустриальном обществе: монография. — Москва: Проспект, 2021. С. 78.

8. Путило Н.В., Волкова Н.С. Правовое обеспечение развития системы непрерывного образования в Российской Федерации с учетом норм международного права и зарубежного опыта // Ежегодник образовательного законодательства. 2020. Т. 15. № 20. С. 18–34.

9. Римарева И.И. Непрерывное образование — определение, структура, специфика, проблема. URL: http://www.rozmarin.narod.ru/text9.html. (Дата обращения: 17.01.2024).

10. Саламатов А.А. Методология и перспективы развития современного непрерывного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 8. С. 114.

11. Татаринов К.А., Ленский И.А. Непрерывное образование и его роль в информационном обществе // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 106–108.

12. Трипольская И.Ю. Принципы государственной политики в области высшего образования в свете Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 5. С. 63–78.

13. Шилюк Т.О., Жабин Н.А. Право на образование и его защита // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 6. С. 698–705.

Государственная политика в сфере образования является неотъемлемой составной частью политики по обеспечению государственной безопасности, а также правовой политики, что определяет повышенное внимание государства к развитию образования и его правового обеспечения1 . Непосредственно эти ключевые идеи находят отражение в принципах2 , содержательно определяющие политику государства в сфере образования.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) как системообразующий правовой акт в ч. 1 ст. 3 отражает принципы, на которых должна базироваться государственная политика в сфере образования, а также векторы развития образовательного законодательства. Среди основополагающих концептуальных идей государственной образовательной политики можно назвать принципы признания приоритетности образования и его непрерывности.

Реализация принципа приоритетности образования связывается с рассмотрением образования как важнейшего процесса формирования общественного сознания и ставится на первое место среди всех остальных форм воздействия на общество. В соответствии с положениями Национальной доктрины образования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 (в настоящее время утратило силу), приоритетное развитие образования должно обеспечить создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, высокое качество жизни народа и национальной безопасности, что, в свою очередь, приведет к максимальному уровню реализации всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ, а также полноценному и комплексному развитию государства в целях последовательного удовлетворения общественных и личных потребностей российского населения.

Приоритетность образования, как ключевой принцип образовательной политики, по мнению И.Ю. Трипольской, «должна способствовать не только становлению Российской Федерации в качестве ведущего государства мирового сообщества, но и реализации целого комплекса жизненно важных интересов, касающихся социального благополучия ее граждан, внутриполитической стабильности и национальной безопасности»3 .

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Приоритетность и непрерывность образования как ключевые принципы государственной образовательной политики. Юрист ВУЗа. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: