Рынок недвижимости России наряду с несовершенной нормативноправовой базой характеризуется недостаточностью реальной рыночной информации, что в конечном счете приводит к нерациональному использованию недвижимости и несбалансированному налогообложению. Кадастровая оценка земли, несмотря на постоянное совершенствование методологических подходов и поиск оптимальных моделей для ее расчета, остается до конца нерешенной проблемой. Это связано с тем, что земельные участки уникальны по своим природным, технологическим признакам, площади и местоположению, неповторимы и невоспроизводимы. В настоящее время в связи со значительным повышением стоимости земельных участков и начислением налогообложения на основании кадастровой стоимости оптимизация методов оценки представляется весьма актуальной [1]. С одной стороны, налоговые выплаты являются важным источником пополнения доходов муниципальных образований, а с другой — завышенная кадастровая стоимость земельных участков является нарушением законодательства РФ и может быть предметом судебного разбирательства [2]. Важность точности кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения определяется тем, что эти категории земли составляют более 90 % поступлений в бюджеты регионов от всех видов земельного налога [3]. Вместе с тем существующая система кадастровой оценки еще далека от совершенства и нуждается в срочной модернизации. Во время своего Послания Федеральному Собранию президент России Владимир Путин обратил внимание на существенную разницу между кадастровой и рыночной стоимостью недвижимости, с которой столкнулись в этом году большинство граждан страны. Ведущие зарубежные эксперты, отмечая, что реализованный в России кадастр по существу достигает своих целей и выполняет поставленные перед ним задачи, также указывают на необходимость его дальнейшего развития и совершенствования [20].
Вышеизложенное, а также отсутствие должной информационной базы оценки земельных участков приводят к тому, что показатель кадастровой стоимости в значительной степени имеет субъективный характер. Это положение подтверждается статистическими данными. Так, за первое полугодие 2018 г. в созданные при территориальных органах Росреестра комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости поступило 17 932 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении 32 765 объектов недвижимости. Кроме того, за пять месяцев 2018 г. в судах — 6508 споров о величине, внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в отношении 12 590 объектов недвижимости по сравнению 13 477 судебными разбирательствами в 2016 г. По указанным спорам административными ответчиками являются территориальные органы Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра», при этом в подавляющем большинстве случаев (82 % в 2016 г.) решения принимаются в пользу истца [4]. Ответственность государства в решении спорных вопросов оценки стоимости земельных участков возрастает в связи с передачей права оценки кадастровой стоимости от независимых организаций оценщиков госструктурам. А учитывая тот факт, что в настоящее время рассматривается вопрос о возмещении судебных издержек органами государственной власти при пересмотре кадастровой стоимости, убытки муниципальных образований могут быть весьма значительными. Поэтому представляется целесообразным, выполняя поручение Президента РФ о совершенствовании кадастровой системы России, тщательно изучить зарубежный опыт стран с устоявшимися традициями управления земельными ресурсами и использовать разработанные международным экономическим сообществом стандарты, применяемые для оценки стоимости земельных участков для целей налогообложения.