По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338

Принципы управления конфликтом интересов и их влияние на экономическую безопасность бизнеса

Дадалко Василий Александрович профессор кафедры анализа рисков и экономической безопасности, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доктор экономических наук, профессор, Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: antikrizis1@bk.ru
Ващенко Александра Сергеевна стажер Центрального банка научной лаборатории факультета «Менеджмент» Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: a.vashchenko18@mail.ru

Работа посвящена анализу основных принципов и методов урегулирования и минимизации конфликта интересов в государственном и коммерческом секторах. В статье научно подтверждается, что конфликт интересов — явление двойственное, имеющее как положительные качества в виде принятия эффективного решения по данной проблеме и улучшения показателей эффективности фирмы, так и отрицательные, проявляющиеся в совершении противозаконных деяний должностными лицами.

Литература:

1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». — URL: http://www.consultant.ru/.

2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/.

3. Постановление Правительства РФ от 07.11.2005 № 656. — URL: https:// rg.ru/2005/11/12/ipoteka.html.

4. Абдреев Т.И. Саморегулирование оценочной деятельности в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. — 2016. — № 3. — С. 88–89.

5. Гурба В.Н. Управление конфликтами в сфере муниципальной службы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2017. — № 3. — С. 167–170.

6. Дадалко В.А., Зуарев Т.С. Влияние легализации криминальных доходов на экономическую безопасность государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2018. — № 4. — С. 688–697.

7. Дедов Д.И. Конфликт интересов. — М.: Волтерс Клувер, 2012. — C. 273.

8. Департамент государственной и гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации // Российское военное обозрение. — 2016. — № 1 (81). — URL: https://topwar.ru.

9. Зобова А.Г. К вопросу о современных тенденциях и методах управления конфликтами на предприятиях // Социально-экономические явления и процессы. — 2017. — № 4 (062). — С. 48–49.

10. Карвицкая Г.В. Взаимодействие с клиентами: теория и практика маркетинговой деятельности // Вестник государственного Рязанского университета им. Есенина. — 2017. — № 2. — С. 3–4.

11. Коммерсант/Новости. — URL: http://www.kommersant.ru/.

12. Красильникова Е.В. Исследование особенностей корпоративных отношений, стратегий, этапов жизненного цикла и связей между ними // Экономический анализ: теория и практика. — 2018. — № 4. — С. 704–721.

13. Критерии разрешения конфликтов интересов в юридических лицах. — URL: http://www.gradientalpha.ru/press/publication/693/.

14. Ленчук Е.Б., Филатов В.И. Российская экономика, поиск эффективной стратегии // Мир новой экономики. — 2018. — № 1. — С. 6–15.

15. Национальный план противодействия коррупции // Российская газета. — 2008. — URL: http://www.rg.ru/2008/08/05/plan-dok.html.

16. Положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов работников в федеральном государственном учреждении или коммерческом предприятии. — М., 2018. — URL: https://rosmintrud.ru/uploads/magic/ruRU/6f044fb5-1502693961.doc.

17. Пронь И.В. Урегулирование конфликта интересов как одно из направлений противодействия коррупции // Политика, экономика, инновации. — 2017. — № 4 (14). — С. 6–11.

18. Тирских М.Г., Михалева И.А. Структура правового режима противодействия коррупции // Сибирский юридический вестник. — 2018. — № 2 (81). — С. 3–9.

19. Утросина С.А. Преодоление конфликта интересов на государственной и муниципальной службе — важнейший механизм противодействия коррупции // Марийский юридический вестник. — 2017. — № 2 (21). — С. 100–103.

20. Фадеева М.А. Формация и уголовное право: конфликт интересов // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2017. — № 3 (42). — С. 79–82.

21. Фрумина С.В. Российская практика функционирования институтов развития: нужны ли изменения в регулировании? // Финансы и кредит. — 2018. — № 4. — С. 954–967.

Отношения и взаимодействия между людьми в современном мире становятся более сложными и комплексными. Конфликт интересов может возникнуть между людьми, осуществляющими свою деятельность не только в профессиональной сфере, но и на бытовом уровне. Например, в пределах фирмы конфликт интересов стоит рассматривать как ситуацию, которая возникает исключительно в тех случаях, когда человек или фирма действует одновременно от лица двух или нескольких различных субъектов и цели этих лиц расходятся между собой. Кроме того, в существующих условиях проблема укрепления партнерских отношений между государством и бизнесом, продолжающими отстаивать полярные позиции, стоит очень остро.

Суть конфликта интересов состоит не в самом факте нарушения корпоративного интереса в пользу индивидуального или группового, а в возможности возникновения ситуации сложности и неоднозначности выбора между интересом корпорации и собственным интересом (интересом собственника, менеджера) [1]. Во избежание такого конфликта задача корпоративного управления состоит в том, чтобы управленческими, организационными и иными законными средствами предотвратить вероятность изменения приоритетности интересов и целевых функций субъектов корпоративных отношений [8]. Очевидно, что конфликт интересов в профессиональной сфере может быть вызван рядом причин, которые зачастую даже не связаны между собой. Важным является факт, что все эти причины сводятся к нарушению процедур и правил прохождения государственной службы должностным лицом. К числу таких правонарушений можно отнести отклонение от законодательной основы, неэффективное исполнение своих обязанностей, нарушение служебного поведения, нарушение запретов, несоблюдение закона и интересов общества, злоупотребление служебным положением с целью получения собственной выгоды [13].

Предпосылками возникновения конфликта интересов как явления могут служить следующие причины. Во-первых, довольно часто в настоящее время можно видеть недостаточно ясно и точно прописанные процедуры и противоречия в законодательной системе. К примеру, здесь мы можем говорить о «высоком уровне неопределенности компетенций», «дублировании полномочий на государственной службе», недостатке информации о работе органов власти, недостаточном мотивационном уровне в случае, когда речь идет о материальной и денежной составляющей по большей части.

Для Цитирования:
Дадалко Василий Александрович, Ващенко Александра Сергеевна, Принципы управления конфликтом интересов и их влияние на экономическую безопасность бизнеса. Ученый совет. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: