Отношения и взаимодействия между людьми в современном мире становятся более сложными и комплексными. Конфликт интересов может возникнуть между людьми, осуществляющими свою деятельность не только в профессиональной сфере, но и на бытовом уровне. Например, в пределах фирмы конфликт интересов стоит рассматривать как ситуацию, которая возникает исключительно в тех случаях, когда человек или фирма действует одновременно от лица двух или нескольких различных субъектов и цели этих лиц расходятся между собой. Кроме того, в существующих условиях проблема укрепления партнерских отношений между государством и бизнесом, продолжающими отстаивать полярные позиции, стоит очень остро.
Суть конфликта интересов состоит не в самом факте нарушения корпоративного интереса в пользу индивидуального или группового, а в возможности возникновения ситуации сложности и неоднозначности выбора между интересом корпорации и собственным интересом (интересом собственника, менеджера) [1]. Во избежание такого конфликта задача корпоративного управления состоит в том, чтобы управленческими, организационными и иными законными средствами предотвратить вероятность изменения приоритетности интересов и целевых функций субъектов корпоративных отношений [8]. Очевидно, что конфликт интересов в профессиональной сфере может быть вызван рядом причин, которые зачастую даже не связаны между собой. Важным является факт, что все эти причины сводятся к нарушению процедур и правил прохождения государственной службы должностным лицом. К числу таких правонарушений можно отнести отклонение от законодательной основы, неэффективное исполнение своих обязанностей, нарушение служебного поведения, нарушение запретов, несоблюдение закона и интересов общества, злоупотребление служебным положением с целью получения собственной выгоды [13].
Предпосылками возникновения конфликта интересов как явления могут служить следующие причины. Во-первых, довольно часто в настоящее время можно видеть недостаточно ясно и точно прописанные процедуры и противоречия в законодательной системе. К примеру, здесь мы можем говорить о «высоком уровне неопределенности компетенций», «дублировании полномочий на государственной службе», недостатке информации о работе органов власти, недостаточном мотивационном уровне в случае, когда речь идет о материальной и денежной составляющей по большей части.