По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 617-083

Принципы реформирования непрерывного медицинского образования врачей-хирургов

Статья посвящена изменениям в системе поствузовского образования хирургов.

Литература:

1. http://www.przrf.ru/news/full/kadrovoe_regulirovanie/Utverzhdeny-sroki-i-etapy-akkreditatcii-spetcialistov/

2. http://www.sovetnmo.ru/pages/publication_nmo.html?SSr=5101339f4410ffffffff27c__07e003180a3323-2d97

3. Фёдоров А.В., Совцов С.А., Таривердиев М.Л. «Дорожная карта» процесса подготовки хирургов // Хирургия. Журнал им. Н. И. Пирогова. — 2016. — № 7. — С. 85–88.

Сегодня ни у кого не возникает возражений, что последипломное образование врачей-хирургов нуждается в модернизации. В настоящее время подавляющее число учебных кафедр, занимающихся последипломным образованием специалистов, проводят стандартные 144-часовые циклы повышения квалификации по образовательной программе «Хирургия», на которые большинство врачей приезжают с одной целью — получить документ для переаттестации и ресертификации на очередные 5 лет.

Используемые сегодня в педагогическом процессе стандартные виды и формы обучения: лекции, семинары, практические занятия носят в основном аудиторный характер. В то же время в последние годы администрации медицинских организаций (на фоне имеющихся противоречивых нормативных документов по организации и проведению совместной работы учебных и клинических заведений) стремятся ограничить допуск слушателей в операционные и перевязочные.

На данный момент имеет место крайне низкое оснащение учебных кафедр оборудованием для проведения симуляционного обучения. МЗ РФ обещает (Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.) ликвидировать этот пробел к 2020 г. путем создания 80 оборудованных центров для симуляционной хирургии. Но учить-то надо сегодня и сейчас. Это ведет к тому, что и невооруженным глазом видно скептическое отношение обучающихся хирургов к происходящему образовательному процессу на учебных кафедрах последипломного образования [3].

Появившиеся в последние месяцы новые нормативные документы, которые размещены на портале http://www. edu.rosminzdrav.ru., вносят существенные изменения в систему последипломной подготовки врачей-хирургов. Так происходит изменение системы допуска к профессиональной деятельности. Если до 1 января 2016 г. допуском к профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников являлась общепринятая процедура сертификации специалиста: в течение пятилетнего периода врач должен был пройти обучение на цикле повышения квалификации с последующей сертификацией и опять мог быть допущен к профессиональной деятельности на пятилетний срок. С 1 января 2016 г. начала реализовываться новая процедура допуска к профессиональной деятельности — аккредитация специалиста на основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с изменениями, внесенными ФЗ от 29.12.2015 № 389-ФЗ, а также приказа Минздрава России от 25.02.2016 № 127н. В период с 1 января 2016 г. по 1 января 2021 г. допуск к профессиональной деятельности будет осуществляться как через систему аккредитации, так и через сертификацию специалиста, в зависимости от срока прохождения «последней» сертификации или аккредитации специалиста [1, 2].

Для Цитирования:
А.В. Фёдоров, С.А. Совцов, М.Л. Таривердиев, Принципы реформирования непрерывного медицинского образования врачей-хирургов. Хирург. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: