Взаимоотношения врача и больного выступают специфической сферой коммуникативной деятельности человека. Специфичность общения между врачом и больным заключается в следующем. Во-первых, она определяется и ограничивается не только определенной отраслью медицинских знаний и совокупностью клинических мероприятий, но и медициной как своеобразным социальным и этическим институтом, где устанавливается и регламентируется конкретная система и алгоритм действий по отношению к больному как человеческому «материалу». В этой системе врач, как правило, занимает доминирующую по отношению к пациенту позицию. Вовторых, с точки зрения многовековых исторических, этических и религиозных тенденций предполагается, что в данной системе врач выступает не только как носитель теоретических знаний и эмпирического опыта, но и символом гуманных ценностей, образом, воплощающим максимальные представления, чаяния и идеалы людей о человеколюбии и других человеческих добродетелях. В-третьих, во взаимоотношениях врача и пациента последний, будучи «исключенным» из социальной и культурной среды, с точки зрения самосознания и самооценки предстает как существо депривированное не только в восприятии своей телесности, но и во многом теряющее ощущение себя как личности и собственной уникальности. В-четвертых, для того чтобы в максимальной степени адаптироваться к специфике клинического и коммуникативного пространства и, тем самым, «защитить» свое Я, пациент в зависимости от конкретных медицинских вмешательств вынужден выработать индивидуальное отношение к происходящему, то есть играть определенную «роль» и на основании этого пытаться выстроить общение с врачом, исходя из степени притязаний на свою автономность. Таким образом, «врача и пациента следует рассматривать как ячейку социального взаимодействия в социальной сфере, в которой индивидуалистический аспект болезни формируется одновременно с социальным аспектом роли больного» [3, 695].
T. Parsons [7] следующим образом сформулировал «идеальные» роли больного и врача с точки зрения их социальной значимости и приемлемости для обеих сторон. В частности, он считал, что пациент должен обращаться за квалифицированной медицинской помощью и следовать врачебным рекомендациям; ожидать возможного скорейшего выздоровления; должен рассматриваться как существо в состоянии необходимости медицинской помощи, не способное принять самостоятельное решение и выразить свое волеизъявление; рассчитывать на социальную поддержку вследствие невозможности выполнять ряд своих функций в семье и обязанности на рабочем месте.