По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253

Принципы медицинской этики и их противоречивое содержание во взаимоотношениях врача и больного

Изуткин Дмитрий Анатольевич профессор кафедры социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России д. филос. н., доцент dan55@mail.ru
Староверова Татьяна Анатольевна заведующая II терапевтическим отделением клинической больницы № 1 ФБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА России к. мед. н., doc-starta@yandex.ru

В статье рассматривается неоднозначное толкование базовых принципов взаимоотношения врача и больного. Подчеркивается, что их противоречивость во многом определяется возросшим технократическим характером современной медицины и правом больного на самоопределение. В этой связи роли и функции врача и больного с точки зрения их субъектно-объектных отношений претерпевают качественные изменения. В плане самоопределения больного подчеркивается необходимость со стороны врача принятия его «самости». Это выводит взаимоотношения врача и больного за рамки исключительно медицинского содержания и приближает к необходимости его философского осмысления.

Литература:

1. Дернер, К. Хороший врач / К. Дернер. — М.: Алетейа, 2006. — 541 с.

2. История тела / Под ред. А. Корбена, Ж. Ж. Куртина, Ж. Вигарелло. — Т. 3. — М.: Новое Литературное обозрение, 2016. — 459 с.

3. Решетников, А. В. Социология медицины / А. В. Решетников. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 863 с.

4. Фуко, М. Рождение клиники / М. Фуко. — М.: Академический проект, 2010. — 252 с.

5. Фуко, М. Психическая болезнь и личность / М. Фуко. — СПб.: Гуманитарная академия, 2010. — 317 с.

6. Beauchamp, T. Principles of biomedical ethics / T. Beauchamp, J. Childress. — Oxford University Press, 2001. — 454 р.

7. Parsons, T. Social structure and dynamic process: the case of modern medical practice / T. Parsons. — In: The Social System — The free Press, 1951. — P. 428–439.

Взаимоотношения врача и больного выступают специфической сферой коммуникативной деятельности человека. Специфичность общения между врачом и больным заключается в следующем. Во-первых, она определяется и ограничивается не только определенной отраслью медицинских знаний и совокупностью клинических мероприятий, но и медициной как своеобразным социальным и этическим институтом, где устанавливается и регламентируется конкретная система и алгоритм действий по отношению к больному как человеческому «материалу». В этой системе врач, как правило, занимает доминирующую по отношению к пациенту позицию. Вовторых, с точки зрения многовековых исторических, этических и религиозных тенденций предполагается, что в данной системе врач выступает не только как носитель теоретических знаний и эмпирического опыта, но и символом гуманных ценностей, образом, воплощающим максимальные представления, чаяния и идеалы людей о человеколюбии и других человеческих добродетелях. В-третьих, во взаимоотношениях врача и пациента последний, будучи «исключенным» из социальной и культурной среды, с точки зрения самосознания и самооценки предстает как существо депривированное не только в восприятии своей телесности, но и во многом теряющее ощущение себя как личности и собственной уникальности. В-четвертых, для того чтобы в максимальной степени адаптироваться к специфике клинического и коммуникативного пространства и, тем самым, «защитить» свое Я, пациент в зависимости от конкретных медицинских вмешательств вынужден выработать индивидуальное отношение к происходящему, то есть играть определенную «роль» и на основании этого пытаться выстроить общение с врачом, исходя из степени притязаний на свою автономность. Таким образом, «врача и пациента следует рассматривать как ячейку социального взаимодействия в социальной сфере, в которой индивидуалистический аспект болезни формируется одновременно с социальным аспектом роли больного» [3, 695].

T. Parsons [7] следующим образом сформулировал «идеальные» роли больного и врача с точки зрения их социальной значимости и приемлемости для обеих сторон. В частности, он считал, что пациент должен обращаться за квалифицированной медицинской помощью и следовать врачебным рекомендациям; ожидать возможного скорейшего выздоровления; должен рассматриваться как существо в состоянии необходимости медицинской помощи, не способное принять самостоятельное решение и выразить свое волеизъявление; рассчитывать на социальную поддержку вследствие невозможности выполнять ряд своих функций в семье и обязанности на рабочем месте.

Для Цитирования:
Изуткин Дмитрий Анатольевич, Староверова Татьяна Анатольевна, Принципы медицинской этики и их противоречивое содержание во взаимоотношениях врача и больного. ГЛАВВРАЧ. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: