Продукция японской компании Toyota во всем мире давно считается эталонной по соотношению «цена/качество». Невероятная конкурентоспособность изделий этого бренда несколько десятилетий назад привела к серьезному кризису в американской автопромышленности, который, собственно, продолжается по сей день. Но так было не всегда. Вплоть до 1950-х гг. прошлого века автомобили этого бренда не могли похвастаться какими-либо выдающимися характеристиками. И, возможно, так бы и продолжалось, если бы в 1946 г. пост начальника механического цеха не занял Тайити Оно — легендарная фигура, человек, стоявший у истоков знаменитой производственной системы Toyota Production System (TPS), позднее ставшей основой концепции бережливого производства
Тайити Оно описал семь видов потерь, ведущих к падению эффективности любого производства: перепроизводство, ожидание, ненужная транспортировка, лишние этапы обработки, лишние запасы, ненужные перемещения, выпуск дефектной продукции. Последовательно устраняя каждое из этих препятствий в течение следующих двух десятилетий, Оно смог превратить японскую компанию Toyota Motor в мирового лидера автомобильной промышленности.
Позднее Джеймс Вумек (основатель и президент некоммерческой образовательной и исследовательской организации Lean Enterprise Institute, г. Бруклайн, штат Массачусетс, США) и Дэниел Джонс (основатель и председатель Lean Enterprise Academy — некоммерческой организации, аффилированной с Lean Enterprise Institute) развили идеи Тайити Оно в книге «Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании», которая на долгие годы стала настольной для многих руководителей промышленных предприятий по всему миру. Оттуда же ведет свою родословную и концепция канбан, широко применяющаяся сейчас, например, при разработке программного обеспечения.
Главным принципом бережливого производства является непрерывный процесс устранения любых действий, которые подразумевают расходование ресурсов, но не создают дополнительной ценности для продукта. Обычно все подобные издержки так или иначе ложатся на потребителя, что негативно сказывается на экономической модели всего предприятия.