В национальном стандарте «ГОСТ Р ИСО 10019–2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент организации. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 29.06.2007 № 159-ст) заложен принцип SMART, в основе которого лежит постановка и согласование целей, которые должны быть определенными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и ограниченными по времени.
На самом деле ключевые показатели эффективности деятельности компании (далее — КПЭ) зависят друг от друга, а инструментарий SMART — это шаги, с помощью которых достигаются планы по достижению КПЭ.
Ключевой показатель эффективности — это оценочный критерий достижения цели, используемый для определения эффективности деятельности, поддающийся количественному измерению и являющийся значимым с точки зрения долгосрочных и среднесрочных задач в плоскости принципа SMART.
Показатели КПЭ являются измерителями целей определенных стратегией развития и плановых значений, заложенных в долгосрочной программе развития компании.
Принцип SMART и ключевые показатели эффективности лежат в основе эффективной системы долгосрочной мотивации сотрудников компании.
Согласно требованиям SMART, все создаваемые и разрабатываемые показатели эффективности должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, сравнимыми, обозначаться временем и иметь свое значение в работе персонала. Для этого необходимо, чтобы каждый показатель имел название, определение, установленный метод для измерения и сравнения и собственно целевой показатель (количественную оценку). KПЭ нужны для того, чтобы иметь возможность управлять процессом и вносить в него изменения. Дополнительно КПЭ являются инструментом для организации и оценки работы сотрудников и помогают сфокусировать их внимание на достижении стратегических целей, стоящих перед организацией.
Постановка целей должна базироваться на правиле SMART, согласно которому эффективная цель должна быть: