По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Принцип развития — «смешать, но не взбалтывать»

Развитие туризма — это не только экономика, но и во многом социальная ответственность государства и бизнеса. Турист едет в города за средой, а среда формируется за счет инструментов благоустройства общественных пространств, реставрации памятников, приспособления объектов культурного наследия. Это дорогие комплексные мероприятия, предполагающие, как правило, невозвратные инвестиции с отложенным во времени эффектом, но только они позволят создать условия для развития «средового туризма» — комфортную и привлекательную атмосферу маленького городка, которая сформирует качественно новый пользовательский опыт туристов и станет визитной карточкой территории. К более доступным и «простым» в реализации мероприятиям можно отнести событийное программирование территории и тактический урбанизм, или «улучшайзинг» городских пространств. Дополнительным триггером могут стать юбилеи городов. А у промышленных городов, моногородов и наукоградов туристической аттракцией становится еще и авангардная архитектура производственных комплексов и исследовательских институтов, а также история науки и технологий. Так что сегодня даже формируется самостоятельное направление — научно-популярный туризм. Еще одна структура, в сферу интересов которой попадают малые города, — Агентство стратегических инициатив (АСИ), несколько лет назад запустившее программу «Новая миссия городов». Одна из ее задач — понять, как можно системно решить проблемы и вызовы, стоящие перед современными городами, в том числе с помощью повышения качества городской среды.

Более 80 % городов России относятся к малым городам с населением до 50 тыс. человек. И хотя местные инфраструктурно-туристические замыслы обычно не отличаются грандиозным масштабом, их реализация дает интересный эффект — экономический и социальный.

Наверное, в деле туристического развития каждая страна, в том числе и Россия, вправе делать основную ставку на мегапроекты вроде «Новой Анапы», которая растянется вдоль Черного моря на 17 км, или «Большого Кавказа», который использует потенциал всех семи входящих в макротерриторию регионов. Крупные инфраструктурные замыслы, аналогичные по масштабу, скажем, проектам «Казань марина» или «Ярославское взморье», также вполне могут считать себя включенными в список приоритетных.

О развитии малых городов в этой связи говорится куда реже: мощью бюджетов и масштабом начинаний они похвастать не могут, большинство из них имеют тенденцию к экономическому «усыханию» и сокращению населения. Инициативы местных градозащитников, волонтеров и краеведов бывают весьма интересными, но к выходу города на принципиально новый туристический уровень приводят не всегда (если только не находят серьезной финансовой и маркетинговой поддержки с чьей-нибудь стороны).

Между тем, по мнению руководителя проектного офиса компании «ПроГород» Ксении Титовой, для Центрального федерального округа, например, практически ключевая туристическая аттракция — малые города с населением 50–80 тыс. человек. Не случайно разработка мастерпланов макротерриторий, которой активно занимается «ПроГород», ставит себе целью создание новых точек туристического притяжения и новых всесезонных курортов, привязанных именно к ним, малым городам.

— В целом более 80 % городов России относятся к малым, с населением до 50 тыс. человек. В частности, во всех регионах ЦФО преобладают города с численностью населения 20–50 тыс. и менее, а доля проживающего там населения составляет четвертую часть жителей региона. Малые города сегодня — уникальное туристическое предложение европейской части России. Их главное конкурентное преимущество — сохранная историческая среда уездных городов. Приезжая сюда, у туристов появляется возможность окунуться в атмосферу дореволюционной России: аутентичную архитектуру, историю и традиции. Именно в малых городах преобладает индивидуальное жилищное строительство, причем в основном историческое (каменная и деревянная застройка), что делает их уютными и сомасштабными человеку, чего почти не осталось в региональных центрах. Мы знаем, что основной туристической поток в малые города обеспечивают региональные центры. Эти данные подтверждают исследования, полученные в ходе разработки туристической схемы «Из Москвы в Санкт-Петербург»: в 2022 году наиболее часто поездки в пределах макротерритории совершали туристы из Москвы и Санкт-Петербурга (49 % турпотока). Тем не менее доля путешествий в столицы и их спутники остается стабильно высокой и достигает 88 %. И здесь главная задача туристических схем, разрабатываемых по инициативе Минэкономразвития России, — предложить мероприятия по равномерному перераспределению турпотока из региональных центров вглубь регионов, то есть в малые исторические города.

Для Цитирования:
Принцип развития — «смешать, но не взбалтывать». Глава местной администрации. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: