Одна из самых важных проблем железнодорожной транспортной отрасли сегодня – повышение надежности тягового подвижного состава, снижение трудоемкости ремонта локомотивов, а значит, и эксплуатационных расходов. Для решения этой задачи необходима принципиально новая концепция сбора информации об отказах технических средств (ОТС). Для ОАО «РЖД» задача по оценке надежности технических средств актуальна, поскольку эффективную деятельность по перевозке пассажиров и грузов на железной дороге можно обеспечить бесперебойным использованием техники, и прежде всего подвижного состава и инфраструктуры, обеспечивающими выполнение процесса перевозок. Одним из параметров, которые характеризуют качество эксплуатации технических средств с практической точки зрения, является число случаев, когда нарушается их нормальная работа. Отсутствие единого порядка, предусматривающего взаимодействие участников учета и расследовании ОТС, объективно не позволяло оценить состояние транспорта и оборудования. В ОАО «РЖД» в каждом хозяйстве действовал ряд изолированных нормативно-правовых документов, определяющих порядок учета отказов в технических средствах. Таким образом, в случае возникновения отказа, определения их причин и ответственности часто возникали межфункциональные конфликты. Сбор информации об отказах в масштабах железной дороги ранее основывался на системе бумажной отчетности, которая не исключала возможности сократить и исказить информацию об ОТС на любом этапе ее передачи [1, с. 150–153].
В 2007 г., осознав необходимость в достоверном, объективном и качественном учете отказов техники, компания ОАО «РЖД» ввела в эксплуатацию на всех железнодорожных магистралях единую комплексную автоматизированную систему анализа, учета и контроля устранения отказов в работе технических средств (АС КАСАНТ). В системе реализуются автоматизированные функции формирования первичных сведений о отказе технических средств, введенные диспетчером вручную, их передача для устанавливания причин и способов устранения ОТС, контроль за полнотой и правильностью расследования внесенных в систему отказов, составление отчетов и аналитической справки об отказах технических средств за определенный период [2, с. 13–22].