Сегодня чередование электронного и смешанного обучения обеспечивает процесс получения знаний эффективным, а учебный процесс личностно-ориентированным и адаптивным. В условиях цифрового и смешанного профессионального обучения возрастает роль дополнительного образования и активных форм и методов обучения.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» [1] и другие нормативные документы предусматривают подготовку в профессиональных образовательных организациях (ПОО) квалифицированных специалистов и формирование у них общекультурных и профессиональных компетенций.
Практика показывает, что цифровизация профессионального образования воздействует на систему профессионального образования, представляя возможности для повышения качества учебно-воспитательного процесса, преподавания и применения в ПОО цифровых технологий [2].
В ПОО страны формируется цифровая образовательная среда (ЦОС), способствующая достижению высокого качества подготовки рабочих и специалистов.
Формирование ЦОС обеспечивает нормальные условия для: сочетания обучения в аудиториях ПОО и обучения на объектах предприятий; формирования в ПОО инновационного образовательного маршрута, обеспечивающего образовательные потребности студентов и преподавателей.
Для успешной реализации государственных образовательных стандартов и формирования у студентов профессиональных компетенций ЦОС должна обеспечивать:
• эффективное функционирование ПОО с использованием цифровых технологий;
• оснащение в ПОО учебных кабинетов и мастерских современным оборудованием;
• оснащение библиотек и читальных залов современным оборудованием;
• оптимальное использование учебников, учебной и методической литературы;
• качественное проведение лекций, семинаров и презентаций.
Анализ показывает, что развитие научно-технического прогресса сопровождается возрастанием потребностей в квалифицированных рабочих и специалистах, обладающих знаниями, умениями, профессиональными и общекультурными компетенциями, профессиональной конкурентоспособностью.