По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377/378:331,5

Применение цифровых технологий в системе профессиональной подготовки квалифицированных кадров

Кязимов К. Г. д-р пед. наук, лауреат премии Президента РФ в области образования, профессор, Академия труда и социальных отношений, г. Москва
Заруцкова В. М. Московский педагогический государственный университет, г. Москва

В статье изложены результаты педагогического эксперимента по восхождению молодых специалистов к профессиональной компетентности с применением цифровых технологий и смешанного обучения, обосновано авторское определение понятия «цифровые компетенции». Авторы показывают сильные и слабые стороны цифрового обучения, особенности цифровой образовательной среды, возможности цифрового и смешанного обучения студентов в профессиональных образовательных организациях (ПОО).

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 01.01.2021). — URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz

2. Кязимов К. Г. Цифровая образовательная среда как условие для применения цифровых образовательных технологий в ПОО // Профессиональное образование в современном мире. — 2020. — Т. 10. — №1. — С. 3556–3565.

3. Ткаченко Е. В. Профессиональное образование в России: проблемы развития. — Ценности и смыслы. — 2014. — №2. — С. 11–12.

4. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. — М., 2010.

5. Заседание Бюро отделения профессионального образования РАО. Подготовка кадров в системе среднего профессионального образования для регионального рынка труда. — URL: http://rusacademedu.ru/news/zasedanie-byuro-otdeleniya-professionalnogo-obrazovaniya

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результат образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — №5. — С. 34–44.

7. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профобразования // Высшее образование в России. — 2005. — №4. — С. 23–30.

8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. — М., 2002.

9. Recommendation of the European Parliament and of the Council on Key Competences for Lifelong Learning. Official site of EUR-Lex [Электронный ресурс].

10. Олейник Е. В. Смешанное обучение: внедрение в образовательный процесс / Е. В. Олейник // Предпринимательское право. — 2019. — №3. — С. 75–79.

11. Шамова Н. В. Онлайн-обучение в образовательном процессе: сильные и слабые стороны / Н. В. Шамова // Казанский пед. журнал. — 2019. — №2. — С. 20–24.

12. Кибенко В. А., Серегин С. С. Особенности применения swot-анализа в организации высшего образования: сборник / В. А. Кибенко, С. С. Серегин. // Учет, анализ и аудит: реалии и перспективы развития / Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (15 марта 2018 г.). — Керчь: Изд-во ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской университет», 2018. — С. 78–84.

13. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, И. Д. Фрумина. Нац. исследовательский ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 343 с.

14. Кречетников К. Г. Особенности организации смешанного обучения / К. Г. Кречетников // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — №4. — С. 88–93.

15. Zemsky R., Shaman: Higher Education as Competitive Enterprise: When Markets Matter. San Francisco: Jossey-Bass, 2002.

16. Распоряжение Правительства РФ от 27 июля 2017 года №1632-р «Об утверждении программы “Цифровая экономика Российской Федерации”». — URL: base.garant.ru/71734878.

Сегодня чередование электронного и смешанного обучения обеспечивает процесс получения знаний эффективным, а учебный процесс личностно-ориентированным и адаптивным. В условиях цифрового и смешанного профессионального обучения возрастает роль дополнительного образования и активных форм и методов обучения.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» [1] и другие нормативные документы предусматривают подготовку в профессиональных образовательных организациях (ПОО) квалифицированных специалистов и формирование у них общекультурных и профессиональных компетенций.

Практика показывает, что цифровизация профессионального образования воздействует на систему профессионального образования, представляя возможности для повышения качества учебно-воспитательного процесса, преподавания и применения в ПОО цифровых технологий [2].

В ПОО страны формируется цифровая образовательная среда (ЦОС), способствующая достижению высокого качества подготовки рабочих и специалистов.

Формирование ЦОС обеспечивает нормальные условия для: сочетания обучения в аудиториях ПОО и обучения на объектах предприятий; формирования в ПОО инновационного образовательного маршрута, обеспечивающего образовательные потребности студентов и преподавателей.

Для успешной реализации государственных образовательных стандартов и формирования у студентов профессиональных компетенций ЦОС должна обеспечивать:

• эффективное функционирование ПОО с использованием цифровых технологий;

• оснащение в ПОО учебных кабинетов и мастерских современным оборудованием;

• оснащение библиотек и читальных залов современным оборудованием;

• оптимальное использование учебников, учебной и методической литературы;

• качественное проведение лекций, семинаров и презентаций.

Анализ показывает, что развитие научно-технического прогресса сопровождается возрастанием потребностей в квалифицированных рабочих и специалистах, обладающих знаниями, умениями, профессиональными и общекультурными компетенциями, профессиональной конкурентоспособностью.

Для Цитирования:
Кязимов К. Г., Заруцкова В. М., Применение цифровых технологий в системе профессиональной подготовки квалифицированных кадров. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала