По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.316.761.2

Применение тиристорных компенсаторов в системах электроснабжения

Гамазин С.И. д-р техн. наук, профессор, НИУ «МЭИ», 111250, г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 14
Ненахов А.И. студент, НИУ «МЭИ», 111250, г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 14, e-mail: navei909@gmail.com

Вниманию работников электросетевого хозяйства, энергетиков подстанций высокого и среднего напряжения представлены преимущества использования установок быстродействующей компенсации в электроэнергетике на примере современных статических компенсаторов. Описываются структура и особенности исполнения систем управления статическими тиристорными компенсаторами, используемыми на подстанциях энергетических сетей для поддержания напряжения и увеличения устойчивости системы. Рассмотрены установки мощностью порядка 50 МВ·Ар, которые подключаются к обмоткам 10 кВ сетевых автотрансформаторов 220/110/10 кВ.

Литература:

1. Кочкин В.И., Нечаев О.П. Применение статических компенсаторов реактивной мощности в электрических сетях энергосистем и предприятий. – М.: НЦ ЭНАС, 2000. – 248 с.

2. Статические компенсаторы реактивной мощности для линий электропередач и промышленности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ansaldovei.ru (Дата обращения: 17.01.2014).

Одним из двух основных направлений применения статических тиристорных компенсаторов является поддержание уровня напряжений в линиях электропередачи с целью увеличения устойчивости системы и расширения возможностей передачи электроэнергии [1]. Статические тиристорные компенсаторы (СТК) производит компания «Нидек АСИ ВЭИ» (ранее «Ансальдо-ВЭИ»). Компания выпускает СТК для промышленности с начала 1980-х гг. На вновь строящихся подстанциях Дальнего Востока, соединенных линиями электропередач 220 кВ, устанавливаются по два СТК стандартной конфигурации на различные секции шин.

СТК подключаются к шинам 10 кВ силовых автотрансформаторов 220/110/10 и осуществляют регулирование через один из двух трансформаторов. Стандартная схемная конфигурация СТК [1] включает в себя набор фильтров высших гармоник – фильтрокомпенсирующих цепей (ФКЦ), постоянно подключенных к сети или коммутируемых выключателями, и включенную параллельно им тиристорно-реакторную группу (ТРГ) – три фазы управляемых тиристорами реакторов.

Угол отпирания тиристоров постоянно регулируется системой управления. В отличие от СТК, для промышленности основной величиной регулирования является среднее линейное напряжение одной из секции шин 110–220 кВ. Причем в качестве шин регулирования может выступать любая из четырех секций высокого напряжения.

Каждая установка снабжается системой охлаждения для отвода тепла от тиристорно-вентильного устройства. Для удаленных подстанций используется тип системы охлаждения «вода-воздух». Она включает в себя два взаиморезервирующих насоса, автоматически управляемый вентиль, расширители, набор фильтров и промышленный контроллер, который производит постоянный контроль давления, расхода, температуры и проводимости охлаждающей жидкости. Мощность отводимых тепловых потерь может составлять до 300 кВт.

Ключевым элементом каждого СТК является система управления (СУ), состоящая из двух шкафов автоматики: шкафа управления (ШУ) и шкафа релейных защит (ШРЗ) [2]. Время реакции системы регулирования на изменение регулируемого напряжения составляет около 30 мс. Система управления, разработанная в Ансальдо-ВЭИ, обеспечивает работу СТК без постоянного присутствия персонала и автоматическую защиту от любых аварийных ситуаций. Все функции регулирования и управления компенсацией выполняются системой управления, а именно ее основной частью – специализированным контроллером.

Для Цитирования:
Гамазин С.И., Ненахов А.И., Применение тиристорных компенсаторов в системах электроснабжения. Главный энергетик. 2014;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: