По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Применение технологии Jupyter Notebook / Jupyter Hub для эффективного обучения в вузах

Л.Н. Логинова кандидат технических наук, доцент кафедры «Управление и защита информации», Российский университет транспорта РУТ(МИИТ), Москва, Россия, ludmilanv@mail.ru
М.А. Кулагин аспирант кафедры «Управление и защита информации», Российский университет транспорта РУТ(МИИТ), Москва, Россия, maksimkulagin06@ yandex.ru

Статья посвящена применению технологии Jupyter Notebook в вузах для обучения студентов актуальным и необходимым технологиям с целью повышения востребованности студентов на рынке труда. Основной упор в статье делается на применение Jupyter Notebook и Jupyter Hub для преподавания таких дисциплин как «Нейронные сети», «Основы программирования на языке Python», «Цифровая обработка сигналов».

Литература:

1. Павлов И. Технологии машинного обучения: примеры современных тенденций. URL: https:// habr.com/ru/company/kauri_iot/blog/518974/ (дата обращения: 28.01.2021).

2. Гусев А.В. Перспективы нейронных сетей и глубокого машинного обучения в создании решений для здравоохранения // Врач и информационные технологии. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/perspektivy-neyronnyh-setey-i-glubokogomashinnogo-obucheniya-v-sozdanii-resheniy-dlyazdravoohraneniya (дата обращения: 28.01.2021).

3. Paden B. et al. A survey of motion planning and control techniques for self-driving urban vehicles // IEEE Transactions on intelligent vehicles. — 2016. — Т. 1.— №. 1. — С. 33–55.

4. Chen Z., Huang X. End-to-end learning for lane keeping of self-driving cars //2017 IEEE Intelligent Vehicles Symposium (IV). — IEEE, 2017. — С. 1856–1860.

5. Andrew Ng. What Artifi cial Intelligence Can and Can’t Do Right Now // Harvard Business Review. URL: https://hbr.org/2016/11/what-artificial-intelligencecan-and-cant-do-right-now (Дата обращения: 28.01.2021).

6. https://www.itweek.ru/ai/article/detail.php?ID= 207784

В настоящее время преподавателями вузов используется множество инструментов для представления информации и обучения студентов различным техническим и информационным дисциплинам. В зависимости от преподаваемой дисциплины преподаватель чаще всего применяет те технологии, которыми он владеет, однако инструменты, которые используются в обучении, могут быть не популярными среди работодателей. Исходя из этого, каждый раз требуется изучать новые подходы и технологии, используемые для конкретной дисциплины.

Помимо изучения новых технологий преподаватели участвуют во множестве активностей, связанных с созданием лекций, курсов и практических занятий. Данный процесс можно охарактеризовать как создание и поддержку единой и актуальной среды обучения (далее СО) для студентов. СО включает в себя такие технические аспекты, как рабочее место студента (компьютер, индивидуальная учетная запись), лицензионное и прикладное программное обеспечение. С учетом модернизации образования в части увеличения доли удалённого обучения требуется совершенствование технологических инструментов, используемых для преподавания IT-дисциплин.

В рамках статьи предлагается рассмотреть примеры применения технологии Jupyter Notebook (далее JN) и Jupyter Hub (далее JH) для преподавания информационных дисциплин, таких как «Введение в нейронные сети», «Основы программирования на языке Python», «Цифровая обработка сигналов».

Сейчас в силу объективных причин онлайн обучение приобрело достаточно большую популярность. Существует значительное количество порталов и платформ для обучения ITдисциплинам, например, Coursera, Edx, Udemy и т.п. В большинстве онлайн курсах по дисциплинам, связанным с машинным обучением и созданием систем искусственного интеллекта с применением языка программирования Python, используется технология JH и JN.

Построение систем машинного обучения, в частности, с использованием нейронных сетей, является на сегодняшний день одной из самых актуальных и современных областей человеческой деятельности на стыке цифровых технологий, математического анализа и статистики. Машинное обучение всё глубже проникает в жизнь каждого человека в виде пользовательских продуктов, которые создаются с помощью методов искусственного интеллекта. Совершенно очевидно, что технологии машинного обучения будут развиваться и дальше, постепенно становясь частью повседневной рутины во многих областях человеческой профессиональной деятельности. Например, поисковые системы используют машинное обучение для усовершенствования функционала. Компания Google внедрила методы машинного обучения в распознавание голоса и поиск изображений [1]. В 2019 г. компания Google представила Teachable Machine 2.0 — самообучающуюся нейросеть, которая способна распознавать не только звуки речи, но и интонации и позы. С помощью веб-камеры и микрофона пользователь обучает нейронные сети без написания кода и экспортирует их в сторонние приложения, носители или на веб-сайты.

Для Цитирования:
Л.Н. Логинова, М.А. Кулагин, Применение технологии Jupyter Notebook / Jupyter Hub для эффективного обучения в вузах. Ректор ВУЗа. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: