По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

Применение техник дизайн-мышления при разработке новых продуктов

Хомутский Д.Ю. канд. техн. наук, МВА, руководитель Центра инновационного менеджмента ВШКУ РАНХиГС, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1, e-mail: dmitry.khomutsky@ariz.ru
Андреев Г.С. канд. психол. наук, доктор делового администрирования (DBА), независимый консультант, г. Иркутск, e-mail: georgy.andreev@inbox.ru

Сбор и анализ первичной информации о потребителях в процессе разработки новых продуктов и услуг может стать мощным стимулом для инновационных решений. В статье рассматривается коммуникационная модель повышения эффективности эмпатического взаимодействия с потребителем при создании новых продуктов. Анализируется опыт крупной компании по реализации этой модели на практике.

Литература:

1. Cooper R.G., Kleinschmidt E. J. New Products: What Separates Winners from Losers? // Journal of Product Innovation Management. — 1987. — No. 4. — P. 169–184.

2. McGinley C., Dong H. Designing with Information and Empathy : Delivering Human Information to Designers // The Design Journal. — 2011. — V. 14. — Nо. 2. — P. 187–206.

3. Fulton Suri J. Informing our intuition: Design research for radical innovation // Rotman Magazine. — 2008. — Winter. — Р. 52–57.

4. Kouprie M., Sleeswijk Visser F. A framework for empathy in design: stepping into and out of the user’s life // Journal of Engineering Design. — 2009. — Nо. 20 (5). — Р. 437–448.

5. Sleeswijk Visser F., Kouprie M. Stimulating empathy in ideation workshops // Proceedings of Participator y Design Conference, Indianapolis. — 2008. — Р. 174–177.

Способность компании проводить предварительное исследование нужд и ожиданий потребителей на ранних этапах процесса разработки новых продуктов является важнейшим фактором успеха на рынке [1]. Более того, сбор и анализ количественной и качественной информации о потребителях в процессе разработки новых продуктов может стать мощным стимулом для инновационных решений. С точки зрения идеальной организации процесса сбора первичных данных взаимодействие с целевыми потребителями всегда должно осуществляться специалистами из департамента исследований и разработок, однако на практике различные ограничения по бюджету и срокам препятствуют такому формату работы.

Значительная часть информации о потребителях поступает в департамент новых разработок из других подразделений: отделов маркетинга и продаж, службы клиентского сервиса и т. д. В крупных компаниях у каждого департамента свои цели и зоны ответственности, поэтому мотивация по сбору данных о потребителях и способы получения информации в разных отделах могут быть различными. Собранная информация, как правило, хранится внутри департамента, и чтобы получить доступ к ней представителям других подразделений, нужны хорошо налаженные коммуникативные каналы [2]. Если при сборе информации о потребителях используются техники дизайн-мышления, то полученные данные будут не только более полными и достоверными, но полезными для работы других департаментов, в том числе департамента исследований и новых разработок.

Различные категории инноваций требуют наличия разных источников входящей информации. Разработка продуктов и услуг для существующих групп потребителей с их повседневными нуждами и заботами, как правило, базируется на данных, подробно описывающих текущую ситуацию. Если же разрабатываемые продукты с учетом формирующихся потребностей нацелены на использование в будущем, то необходимо более глубокое понимание конечных потребителей — их ожиданий, размышлений, эмоций, побуждений — вне ограничений контекста ситуации сегодняшнего дня. Воображение и интуиция становятся главными инструментами специалистов департамента новых разработок, когда проектируются продукты и услуги будущего. Техники эмпатического взаимодействия с потенциальными потребителями из арсенала дизайн-мышления начинают в этом случае играть одну из ведущих ролей [3]. Таким образом, успешность работы междисциплинарной проектной команды в процессе проектирования нового продукта во многом зависит от практического умения ее членов использовать техники эмпатического взаимодействия.

Для Цитирования:
Хомутский Д.Ю., Андреев Г.С., Применение техник дизайн-мышления при разработке новых продуктов. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала