По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.485:543.423

Применение сцинтилляционного атомно-эмиссионного спектрального анализа для диагностирования тепловозных дизелей

А. А. Кузнецов д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Теоретическая электротехника», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Карла Маркса, д. 35, E-mail: kuznetsovaa@OSTU.ru
А. С. Брюхова аспирант, Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Карла Маркса, д. 35, E-mail: annaivan29@gmail.com
В. А. Минаков старший преподаватель кафедры «Локомотивы», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Карла Маркса, д. 35, E-mail: vitlya_13@mail.ru

В статье рассматриваются возможности сцинтилляционного атомно-эмиссионного спектрального анализа при диагностировании тепловозных дизелей, анализ проб смазочных материалов, оценка технического состояния узлов трения тепловозных дизелей. Наряду с традиционным определением количественного химического состава продуктов износа, появляется возможность определения размеров частиц.

Литература:

1. Овчаренко С.М. Повышение эффективности системы диагностирования тепловозов: дис. ... д-ра техн. наук: 05.22.07. – Омск, 2007. – 368 с.

2. Овчаренко С.М., Кузнецов А.А. Спектральный анализ как метод диагностирования // Локомотив. – 2006. – № 12. – С. 34–35.

3. Буренко Н.Д. Анализатор МАЭС в  лабораториях РЖД // Применение анализаторов МАЭС в  промышленности: сборник тр. XII Междунар. симпозиума.  – Новосибирск: Академгородок, 14–17 августа 2012 г. – С. 121–123.

4. Дроков В.Г. Повышение достоверности результатов диагностирования газотурбинных двигателей сцинтилляционным методом с целью снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации воздушных судов: автореф. дис. ... д-ра техн. наук: 05.22.14. – М., 2009. – 42 с.

5. Селюнин Д.О., Лабусов В.А., Гаранин В.Г. Анализаторы МАЭС для получения последовательности атомно-эмиссионных спектров со временем экспозиции 1 мс // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. – 2011. – Т. 77, № 6. – С. 21–25.

6. Бабин С.А., Лабусов В.А., Селюнин Д.О., Дзюба А.А. Быстродействующие анализаторы МАЭС на основе линеек БЛПП-2000 // Заводская лаборатория. Диагностика материалов.  – 2012.  – Т. 78, № 1, ч. 2.  – С. 24–33.

7. Семенов З.В., Лабусов В.А., Неклюдов О.А., Ващенко П.В. Алгоритм обработки последовательности спектров для сцинтилляционного атомно-эмиссионного спектрального анализа // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. – 2015. – Т. 81, № 1, ч. 2. – С. 135–138.

8. Шабанова Е.В., Бусько А.Е. Дуговой сцинтилляционный атомно-эмиссионный анализ порошковых проб при использовании МАЭС с высоким разрешением // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. – 2012. – Т. 78, № 1, ч. 2. – С. 24–33.

9. Бусько А.Е. Дуговой сцинтилляционный атомно-эмиссионный анализ с многоканальным анализатором эмиссионных спектров для определения золота, серебра, платины и палладия в геохимических объектах: автореф. дис. ... канд. техн. наук 02.00.02. – Иркутск, 2015. – 23 с.

Современная тенденция грузовых и пассажирских перевозок предполагает увеличение массы и скоростей обращения подвижного состава. В связи с этим возрастают требования к обеспечению безопасности движения и надежности подвижного состава. Обеспечение эффективной и безопасной эксплуатации является приоритетной задачей локомотивного хозяйства.

На показатели надежности существенным образом влияет несовершенство применяемых методов контроля и диагностики. Вследствие этого допускаются ошибки первого и второго рода при оценке технического состояния, что приводит к материальным и финансовым потерям.

Одним из распространенных методов контроля технического состояния локомотивов является анализ текущей концентрации примесей износа в масле (пластичной смазке). Данный тип анализа позволяет оценить степень изношенности деталей, омываемых маслом. Основными для контроля примесей в масле являются колориметрический, полярографический, индукционный, атомно-эмиссионный (АЭСА), атомно-абсорбционный (ААСА), рентгено-флуоресцентный (РФА), нейроактивный методы [1–3].

Разрушение деталей узлов трения зачастую начинается с выкрашивания или истирания поверхностного слоя материала сопрягаемых деталей под воздействием динамических нагрузок в сочетании с силами трения. Образующиеся при этом продукты износа уносятся циркулирующим в двигателе маслом.

Таким образом, масло является носителем информации об интенсивности протекающих процессов трения. Количество продуктов изнашивания, поступающих в масло, зависит от скорости изнашивания, которая, в свою очередь, обусловлена уровнем нагрузок и условиями трения сопрягаемой пары.

Распространенным способом технической диагностики состояния тепловозных дизелей является метод спектрального анализа смазочного масла, который заключается в определении концентрации в масле продуктов износа трущихся деталей, сравнении этих концентраций, в соответствии с ГОСТ 20759-90, с браковочными нормами содержания продуктов износа какoго-либо металла и oпределении степени изнoса трущихся деталей. На результаты анализов сильное влияние оказывает замена масла в ходе эксплуатации по браковочным параметрам или после ремонта дизеля. Вносимое этими заменами искажение величины концентрации металла в масле оказывается столь значительным, что на фоне такoй пoмехи практически невозможно выделить полезную информацию o темпе износа деталей или их аварийном состоянии.

Для Цитирования:
А. А. Кузнецов, А. С. Брюхова, В. А. Минаков, Применение сцинтилляционного атомно-эмиссионного спектрального анализа для диагностирования тепловозных дизелей. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: