* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2014 г.
Результативность современной бюджетной политики оценивается на основе социальных приоритетов и с учетом эффективного распределения и использования всех видов ресурсов.
Разработка и внедрение федеральных целевых программ, совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений, доведение государственных заданий по оказанию услуг населению осуществляются с учетом повышения эффективности расходования государственных бюджетных средств.
С 1 января 2011 г. проводится очередной этап реформы государственных (муниципальных) учреждений, предусматривающий выделение казенных, бюджетных и автономных учреждений. В сфере образования разделение по видам государственных учреждений свидетельствует о преобладании бюджетных учреждений (табл. 1).
В настоящее время финансирование деятельности бюджетных образовательных учреждений осуществляется за счет следующих источников: средства целевого финансирования (к ним относятся средства, выделяемые бюджетами, а также любые вложения, осуществленные физическими или юридическими лицами, имеющие строго целевой характер, в соответствии с договором); доходы от оказания платных образовательных услуг (в эту группу входят как доходы от проведения занятий по специальностям, т.е. основного курса, так и подготовительные курсы, курсы повышения квалификации и т.п. ); доходы от оказания услуг, сопутствующих образовательным услугам (доходы от копировально-множительных работ, от продажи научных изданий, доходы от проведения научных конференций и т.п. ); прочие доходы (доходы от сдачи имущества в аренду, от инвестирования средств, доходы по ценным бумагам, штрафы, пени, неустойки).
Доля платных услуг в составе доходов образовательных учреждений постоянно возрастает.
Доходы, полученные бюджетным образовательным учреждением от оказания платных услуг, направляются на: оплату труда основных работников, работников, привлекаемых к оказанию образовательных услуг, к выполнению организационно-методических и обслуживающих функций – до 50 % от полученного дохода; взносы во внебюджетные фонды; оплату коммунальных услуг (10 % от полученного дохода); оставшиеся денежные средства могут по усмотрению руководителя организации быть направлены на прочие услуги, а также на укрепление материально-технической базы, а также на увеличение стоимости основных средств.