Взаимоотношения между врачом и пациентом — одна из важнейших проблем не только для системы здравоохранения, но и для общества в целом. Неэффективные коммуникации в медицинских учреждениях являются серьезнейшим препятствием на пути достижения социального благополучия граждан. Данный факт подразумевает настоятельную потребность совершенствования деятельности медицинских организаций в вопросах, касающихся разрешения комплекса психосоциальных проблем населения, встречающихся в медицине противоречий и конфликтов и особенно остро проявляющихся в области медико-социальной экспертизы. Негативный резонанс от споров и коллизий, возникающих при оказании медицинской помощи как в лечебных учреждениях, так при проведении медико-социальной экспертизы граждан в учреждениях медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ), в обществе весьма ощутим. Эффективное решение этой проблемы давно назрело, поэтому целью исследования является тщательное изучение особенностей применения соционической типологии в целях оздоровления психологического климата медицинских организаций и улучшения межличностного взаимодействия между врачом или медицинским экспертом и пациентом.
Овладение навыками эффективной коммуникации, столь востребованными в лечебных учреждениях и учреждениях МСЭ, а также необходимость повышения уровня социальной и деонтологической компетенции медицинских работников различного профиля требует ознакомления их с азами типологии, в частности, основанной на учете информационного обмена. Данная типология известна как соционика. На постсоветском пространстве она выступает в качестве аналога широко распространенного в США и Западной Европе теста Майерс-Бригс (MBTI). При этом соционика имеет ряд существенных отличий от типологии Майерс-Бриггс, включая наличие теории взаимодействий, или отношений, между инфотипами. Не случайно одной из самых востребованных областей применения соционики является обучение методам выстраивания комфортных интертипных отношений между людьми.
Используемые сегодня деонтологические приемы, обычно представляющие собой выборку из рекомендаций различных психологических школ от позитивной до аналитической психологии, не совсем эффективны, так как системно не увязаны друг с другом: их категориальный аппарат представляет собой свод определений описательного характера на уровне здравого смысла. Вопрос о том, к каким людям, в каких конкретных обстоятельствах и что следует применять, принципиально и до конца не решен; многие решения являются сиюминутно-ситуативными. В отличие от индуктивных приемов психологии соционика использует дедуктивный метод, то есть движение от общих законов к их частным проявлениям.С этой точки зрения соционику можно было бы считать метапсихологией, то есть дисциплиной, изучающей такие явления, которые составляют сущность всех психологических феноменов.