В сетях 6–10 кВ применяются выключатели следующих видов: маломасляные, элегазовые, вакуумные. Причем и в России, и в мире отчетливо прослеживается тенденция расширения доли вакуумных выключателей, что видно из рис. 1 [1]. В странах Европы и в США доля вакуумных выключателей в общем количестве выпускаемых аппаратов составляет 70 %, а в Японии она равна 100 %. В России в последние годы эта доля имеет постоянную тенденцию к росту и в настоящее время составляет более 50 % [2].
Рост использования вакуумных выключателей на среднем напряжении объясняется их преимуществами перед другими типами выключателей. Ниже рассмотрены основные преимущества.
1. Вакуумные выключатели обладают высокой надежностью. Вакуумный выключатель практически не обслуживается в течение всего срока службы. Осмотр и периодические проверки вакуумных выключателей рекомендуется проводить один раз в 3–5 лет (табл. 1). Во время этих проверок необходимо выполнить высоковольтные испытания вакуумной дугогасительной камеры и изоляции выключателя, а также проверить переходное сопротивление контактов. В некоторых случаях рекомендуется проверить время включения и отключения главных цепей и работоспособность вспомогательных блокконтактов.
2. Низкие массогабаритные характеристики аппаратов. Развитие вакуумных выключателей связано с тем, что вакуум является идеальной изоляционной средой. Электрическая прочность изоляционного межконтактного промежутка в вакууме значительно выше, а длина дуги – меньше, чем в маломасляных и элегазовых выключателях. Это позволяет существенно снизить габариты вакуумного выключателя.
3. Высокий коммутационный и механический ресурс. Высокий механический ресурс вакуумных выключателей обусловлен в первую очередь тем, что ход контактов вакуумной дугогасительной камеры составляет от 6 до 10 мм на напряжения 6–10 кВ. Для маломасляных выключателей на эти же напряжения ход контактов достигает 100–200 мм. Следовательно, применяется более сложная конструкция привода, требующая больших затрат энергии на включение и отключение выключателя, а это приводит к необходимости постоянного ухода и проверок состояния деталей привода, что также повышает эксплуатационные расходы на содержание выключателя.