Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от качества и ассортимента предоставляемых вузами образовательных услуг. Поэтому возникает постоянная необходимость увеличения объемов финансирования вузов и повышения эффективности управления ими.
При принятии управленческих решений, связанных с оказанием услуг, бюджетные учреждения сталкиваются с нехваткой качественной необходимой информации, аккумулируемой в системе бухгалтерского учета. Эффективная организация управленческого учета в высших учебных заведениях позволит им достичь стратегических целей долгосрочного развития.
Управленческий учет представляет руководителям бюджетных учреждений необходимые данные об эффективности их деятельности. Основной задачей управленческого учета является подготовка информации, необходимой для выявления перспективных направлений деятельности вуза в будущем с учетом его конкурентных преимуществ и особенностей развития рынка образовательных услуг.
Одним из возможных перспективных направлений формирования стратегической линии развития вузов является система сбалансированных показателей.
Система сбалансированных показателей представляет собой систему управления, которая позволяет сформулировать планы и стратегию развития компании на долгосрочное будущее. Система была разработана в 1990-х годах Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном, исследователями Гарвардской бизнес-школы.
Значительным преимуществом этой системы показателей является возможность четкой формулировки цели и определения набора задач в виде показателей, которые дают возможность управленцу произвести сравнение фактически достигнутых результатов с плановыми, выявить причину несоответствия. Соответственно, для каждого из показателей определяется его целевое значение, при этом единицы измерения могут быть любыми (штуки, проценты и т.д.). Стоит также отметить, что для более результативного вывода нужно ввести лимит показателей: для 3–5 целей не более 1–3 показателей.
Каплан и Нортон выделили четыре основные группы показателей [2]: