Идеология риск-ориентированного подхода базируется на признании комплексного подхода к оценке рисков и переходе к эффективному управлению ими в рамках любой управленческой системы. Применение на практике внешнего государственного аудита сначала подтверждающего подхода (при подтверждающем подходе, как правило, проверяются только финансовая (бухгалтерская) отчетность и факт ее достоверности/недостоверности), затем системно ориентированного (системно ориентированный подход дает возможность оценить систему внутреннего контроля и принять соответствующее управленческое решение: если система внутреннего контроля работает эффективно, то при условии доверия к данной системе в раскрытии ошибок и нарушений детальная проверка объекта аудита (контроля) не обязательна) и, наконец, рискориентированного подхода (суть риск-ориентированного подхода заключается в следующем: концентрируя контрольную деятельность в областях, где риски выше, можно существенно сократить время, затрачиваемое на контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в субъектах хозяйствования с низким уровнем риска и тем самым обеспечить более эффективный с точки зрения затрат государственный аудит (контроль)) обусловливается формированием систем наиболее важных показателей, совершенствованием процедур учета и контроля субъектов хозяйствования.
Зарождение подтверждающего аудита было вызвано формированием новых информационных потребностей пользователей отчетности и связанных с ними конфликтов интересов между пользователями отчетности и управленческим персоналом субъекта хозяйствования.
Возникновение системно ориентированного аудита связано с нарастанием внутренних противоречий между собственниками, финансово-контрольными службами и управленческим персоналом.
Необходимость перехода к риск-ориентированному аудиту спровоцирована вовлечением аудиторов в конфликт интересов субъектов хозяйствования как объектов аудита и пользователей отчетности и связанный с ним кризис доверия к аудиторским заключениям.