Реализация государственных программ является одной из важных стратегических задач Российской Федерации на протяжении ряда последних лет. Государственные программы охватывают все сферы жизни, от их выполнения зависит как состояние отдельных отраслей, так и социально-экономическое развитие страны в целом. На госпрограммы приходится значительная часть бюджетных ресурсов, их масштабность и целевая значимость требуют также и соответствующего обеспечения. Реализация государственных программ, в свою очередь, должна осуществляться оптимально и без излишнего расточительства — это объясняет необходимость не только совершенствования организационных аспектов осуществления мероприятий, предусмотренных государственными программами, но и создания действенных механизмов государственного финансового контроля. Все рассмотренные факторы и аргументы еще раз подтверждают актуальность темы и практическую значимость разработки соответствующих методических рекомендаций по данной проблематике.
Цель исследования: изучение современных проблем применения риск-ориентированного подхода как способа совершенствования внешнего государственного финансового контроля реализации государственных программ, разработка мероприятий, направленных на оптимизацию методической базы и выработку рекомендаций по осуществлению соответствующих контрольных мероприятий.
Задачи исследования: определение тенденций применения риск-ориентированного подхода как способа совершенствования внешнего государственного финансового контроля, анализ особенностей взаимодействия отдельных компонентов системы контроля при переходе на риск-ориентированный подход, исследование способов функционирования различных механизмов контроля в условиях риск-ориентированного планирования.
Изучены нормативные акты, а также результаты научных исследований, посвященных различным аспектам контроля в условиях перехода на риск-ориентированный подход. В ходе подготовки работы использовались данные нормативных документов и методических разработок по данной тематике.