По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.148 DOI:10.33920/med-17-2105-04

Применение риск-ориентированного подхода как способ совершенствования внешнего государственного финансового контроля реализации государственных программ

Наталья Викторовна Савина д-р экон. наук, профессор кафедры «Государственный финансовый контроль и казначейское дело», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 125993, г. Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: savina-vzfei@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6297-5688
Ангелина Николаевна Выволокина студентка финансового факультета, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 125993, г. Москва, Ленинградский просп., д. 49, ведущий эксперт отдела обеспечения деятельности руководства Федерального казначейства федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России», 129085, г. Москва, просп. Мира, д. 101, стр. 2, E-mail: ms.vyvolokina@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6056-1729

В статье рассматривается влияние риск-ориентированного подхода на процессы трансформации методического обеспечения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, реализуемых в отношении отдельных элементов реализуемых госпрограмм, что определяет значимость государственных программ как объекта государственного аудита и контроля и необходимость повышения эффективности контрольных процессов. Предлагается использование риск-ориентированного подхода при планировании контрольных мероприятий субъектами внешнего государственного финансового контроля в отношении отдельных подпрограмм и основных мероприятий реализуемых государственных программ. В работе раскрыта сущность риск-ориентированного подхода и в качестве важного элемента методического инструментария предложено использование дорожной карты его реализации. Применение риск-ориентированного подхода к структурным составляющим госпрограмм рассмотрено с позиции концентрации контрольных процедур на особо значимых и высокорисковых элементах.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020).

2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

3. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (ред. от 05.11.2020) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

4. Постановление администрации Приморского края от 07.12.2012 (ред. 27.12.2019) № 395-па «Об утверждении государственной программы Приморского края “Развитие образования Приморского края” на 2013–2024 годы».

5. Васюнина М.Л., Федченко Е.А., Шмиголь Н.С. Концепция риск-ориентированного внешнего государственного аудита (контроля): Монография. — М.: Прометей, 2019.

6. Якунина Т.А. Организация государственного финансового контроля за реализацией государственных программ Российской Федерации // Хроноэкономика. — 2019. — С. 95–101.

7. Мониторинг достижения национальных целей [Электронный ресурс]. — URL: https://ng.ach.gov.ru/.

8. Официальный портал госпрограмм РФ [Электронный ресурс]. — URL: https://programs.gov.ru/.

9. Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс]. — URL: https://roskazna.gov.ru/.

10. Официальный сайт Счетной палаты [Электронный ресурс]. — URL: https://ach.gov.ru/.

11. Официальный сайт правительства Приморского края [Электронный ресурс]. — URL: https://www.primorsky.ru.

1. Budget Code of the Russian Federation of 31.07.1998 N 145-FZ (in Russian).

2. Federal Law No. 294-FZ of 26.12.2008 “On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of State Control (Supervision) and Municipal Control” (in Russian).

3. Resolution of the Government of the Russian Federation of 17.08.2016 N 806 (ed. of 05.11.2020) “On the application of a risk-based approach to the Organization of Certain Types of State Control (Supervision) and Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation” (in Russian).

4. Resolution of the Primorsky Krai Administration of 07.12.2012 (ed. 27.12.2019) No. 395-pa “On the Approval of the Primorsky Krai State Program “Development of Education in Primorsky Krai” for 2013–2024 (in Russian).

5. Vasyunina M.L., Fedchenko E.A., Shmigol N.S. The concept of risk-oriented external state audit (control): monograph. — M.: Prometheus Publishing House, 2019 (in Russian).

6. Yakunina T.A. Organization of state financial control over the implementation of state programs of the Russian Federation. 2019. — p. 95–101 (in Russian).

7. Monitoring the achievement of national goals. Available at: https://ng.ach.gov.ru/.

8. Official portal of State Programs of the Russian Federation. Available at: https://programs.gov.ru/.

9. Official website of the Accounts Chamber. Available at: https://ach.gov.ru/.

10. Official website of the Treasury of Russia. Available at: https://roskazna.gov.ru/.

11. Official website of the Government of Primorsky Krai. Available at: https://www.primorsky.ru.

Реализация государственных программ является одной из важных стратегических задач Российской Федерации на протяжении ряда последних лет. Государственные программы охватывают все сферы жизни, от их выполнения зависит как состояние отдельных отраслей, так и социально-экономическое развитие страны в целом. На госпрограммы приходится значительная часть бюджетных ресурсов, их масштабность и целевая значимость требуют также и соответствующего обеспечения. Реализация государственных программ, в свою очередь, должна осуществляться оптимально и без излишнего расточительства — это объясняет необходимость не только совершенствования организационных аспектов осуществления мероприятий, предусмотренных государственными программами, но и создания действенных механизмов государственного финансового контроля. Все рассмотренные факторы и аргументы еще раз подтверждают актуальность темы и практическую значимость разработки соответствующих методических рекомендаций по данной проблематике.

Цель исследования: изучение современных проблем применения риск-ориентированного подхода как способа совершенствования внешнего государственного финансового контроля реализации государственных программ, разработка мероприятий, направленных на оптимизацию методической базы и выработку рекомендаций по осуществлению соответствующих контрольных мероприятий.

Задачи исследования: определение тенденций применения риск-ориентированного подхода как способа совершенствования внешнего государственного финансового контроля, анализ особенностей взаимодействия отдельных компонентов системы контроля при переходе на риск-ориентированный подход, исследование способов функционирования различных механизмов контроля в условиях риск-ориентированного планирования.

Изучены нормативные акты, а также результаты научных исследований, посвященных различным аспектам контроля в условиях перехода на риск-ориентированный подход. В ходе подготовки работы использовались данные нормативных документов и методических разработок по данной тематике.

Для Цитирования:
Наталья Викторовна Савина, Ангелина Николаевна Выволокина, Применение риск-ориентированного подхода как способ совершенствования внешнего государственного финансового контроля реализации государственных программ. Бухучет в здравоохранении. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: