По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Применение результатов оценки профессионального риска в деятельности кадровой службы организации. По материалам судебной практики

Порываев Андрей Анатольевич старший преподаватель ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Пермь E-mail: proftrud@mail.ru

В статье исследуются некоторые проблемные вопросы, связанные с оценкой и управлением профессиональными рисками, ролью кадровой службы в процедуре их оценки, в информирования работников об условиях труда и существующем риске повреждения здоровья при заключении трудового договора, включая работников, привлеченных по договору о привлечении персонала. С учетом сложившейся судебной и правоприменительной практики сделаны предложения по обязательному ознакомлению работников с материалами оценки профрисков при заключении трудового договора.

Литература:

1. Файнбург Г.З. О рисках запутаться в рисках при выявлении, оценке и управлении ими // Безопасность и охрана труда. 2019. № 1. С. 9–24.

2. Истомина Е.А. Влияние концепции социального риска на правовое регулирование социального обеспечения: дис. … докт. юрид. наук / Истомина Е.А. Екатеринбург, 2020. 434 с.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации http:// pravo.gov.ru, 06.10.2022.

2. Об основополагающих принципах и правах в сфере труда: Декларация Международной организации труда Принята в г. Женева 18.06.1998 (с изм. и доп.) // Российская газета. 1998. № 238.

3. Охрана труда в цифрах [Электронный ресурс] // URL: https://s.vcot.info/document/ poleznoe/media/5/66d99c1a16c0e568797996.pdf (дата обращения 08.02.2025г.).

4. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2023 году» [Электронный ресурс] // URL: rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=27779&ysclid=m6vze9pp6v467 100042 (дата обращения 08.02.2025г.).

5. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Утв. указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

6. Об обязательных требованиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5006.

7. Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда: Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 14.12.2021

8. Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда: Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 773н // Официальный интернет-портал правовой информации http:// pravo.gov.ru, 14.12.2021.

9. Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков: Приказ Минтруда России от 28.12.2021 № 926 // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2022. № 3.

10. Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей: Приказ Минтруда России от 31.01.2022 № 36 // Учет, налоги, право. 2022. № 7.

11. Об утверждении рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда: Приказ Минтруда России от 17.12.2021 № 894 // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2022. № 2.

12. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ: ГОСТ 12.0.230.4-2018 // М.: Стандартинформ, 2018.

13. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ: ГОСТ 12.0.230.52018 // М.: Стандартинформ, 2018.

14. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков: ГОСТ Р 12.0.010-2009 // М.: Стандартинформ, 2011.

15. Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: Приказ Роструда от 01.02.2022 № 20 (с изм. и доп) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 28.02.2022.

16. Об условиях труда на рабочем месте: Письмо Роструда от 20.11.2015 № 2628-6-1 // Учет, налоги, право. 2016. № 3.

17. Решение Тюменского областного суда от 12.02.2020 по делу № 21-97/2020 (документ опубликован не был) // Документ опубликован не был. СПС Консультант Плюс.

18. Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда: Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н // Российская газета. 2016. № 248.

19. Решение Тюменского областного суда от 03.02.2020 по делу № 21-78/2020 (документ опубликован не был) // Документ опубликован не был. СПС Консультант Плюс.

20. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2022 по делу № А41-50875/2022 // Документ опубликован не был. СПС Консультант Плюс.

21. Определение Судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16.02.2022 по делу № 33а-1043/2022 (документ опубликован не был) // Документ опубликован не был. СПС Консультант Плюс.

22. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11.03.2022 по делу № 33-3880/2022 // Документ опубликован не был. СПС Консультант Плюс.

23. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.03.2022 по делу № 8Г-1327/2022 // Документ опубликован не был. СПС Консультант Плюс.

24. Проект Федерального закона № 858157-8 «Трудовой кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс]. // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/858157-8 (дата обращения: 25.03.2025).

В Конституции РФ в ст. 41 [1] закреплено право каждого человека на охрану здоровья, что в полной мере соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, в 2022 году Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» [2] была дополнена еще одним принципом — на безопасную и здоровую производственную среду.

Реализация данного права осуществляется в первую очередь посредством норм института охраны труда. Создание и функционирование системы управления охраной труда с включением раздела по выявлению опасностей, оценки и управлению профессионального риска у работодателя независимо от осуществляемой им деятельности — залог сохранения жизни и здоровья каждого работника.

Однако реализация этого права во многих случаях сталкивается с трудностями. В частности, сложности возникают, с оценкой и управлением профессиональными рисками, ролью кадровой службы в процедуре их оценки, в информировании работников об существенных условиях труда и существующем риске повреждения здоровья при оформлении трудового договора, включая работников, привлеченных по договору о привлечении персонала.

Без создания здоровых и безопасных условий труда невозможно избежать производственного травматизма и профессиональных заболеваний. По данным Роструда в 2023 году было зарегистрировано 5892 несчастных случаев. Количество смертельных случаев, оформленных актами формы Н-1, составило 1609 человек. Произошло 420 групповых несчастных случаев, в т.ч. 324 случаев со смертельным исходом [3]. По данным Роспотребнадзора в 2023 г. было установлено 4125 случаев профессиональных заболеваний у 3364 человек [4].

Осознание обществом факта наличия опасностей, связанных с профессиональной деятельностью в повседневной жизни, которые могут привести к травмам, заболеваниям и гибели людей или существенным материальным потерям, послужило основанием для разработки и применения на практике системного подхода для оценки риска как предпосылки возможных путей реализации опасности. Роль и значение управления рисками на производстве как инструментом снижения потерь и повышения эффективности экономики предприятия продолжает расти. Значение этого инструмента возрастает из-за роста самих рисков, что является общемировой тенденцией, обусловленной усложнением функционирования современного общества. В соответствии с Концепцией демографической политики РФ [5] одной из долгосрочных стратегических целей государства является сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками.

Для Цитирования:
Порываев Андрей Анатольевич, Применение результатов оценки профессионального риска в деятельности кадровой службы организации. По материалам судебной практики. Кадровик бюджетной организации. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: