По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Применение программного комплекса PSCAD при подготовке специалистов в области электроэнергетики

Прасол Д.А. канд. техн. наук, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Гвоздевский И.Н. канд. техн. наук, доц., Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Белоусов А.В. канд. техн. наук, доц., Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Гребеник А. Г. ст. преподаватель, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Авторы статьи рассматривают возможности использования современных программных комплексов как с целью обучения специалистов в области электроэнергетики, так и при проектирование новых энергетических объектов: электрических сетей, станций, подстанций, релейной защиты и т. п.), поскольку применение программного комплекса PSCA обеспечивает имитацию реальных условий с высокой точностью.

Литература:

1. Дубровин В.С. Использование виртуальных лабораторных работ — как элемент повышения качества подготовки специалистов // High technologies in Earth space research № 2–2012. С. 11–13.

2. Казанцев К.Д. Применение программных комплексов RastrWin, ДАКАР при анализе установившихся режимов статической устойчивости и динамической устойчивости в ОЭС Востока // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР В XXI веке, 2012. С. 139–143.

3. Шакиров Т.И. Компьютерное моделирование вентильно-индукторного электропривода в составе промышленного робота // «Повышение надежности и энергоэффективности электротехнических систем и комплексов» межвузовский сборник научных трудов, Уфа, 2016. С. 116–119.

4. Новости Ennlab: [Электронный ресурс] // EnnLab/ URL: http://www.ennlab.ru/rus/news (дата обращения 19.05.2022).

5. Гарафутдинов Р.Р. Сравнение способов заземления нейтрали путем моделирования сети в программном комплексе PSCAD // новая наука: теоретический и практический взгляд Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (04 августа 2016 г, г. Ижевск). — Стерлитамак: АМИ, 2016. — 310 с.

6. Шамис М.А. Подготовка кадров для направления релейная защита // Релейщик. № 2–2016. С. 36–41.

7. Ульянов С.А. Электромагнитные переходные процессы в электрических системах. Учебник для электротехнических и энергетических вузов и факультетов.

8. Нудельман Г.С., Наволочный А.А., Онисова О.А. Применение технологий моделирования в развитии инновационных направлений электроэнергетики // Релейщик. № 2–2014. С. 16–19.

9. If you can dream it, you can simulate it: [Электронный ресурс] // PSCAD/URL: https:// hvdc.ca/pscad (дата обращения 18.05.2022).

10. N. Hosseinzadeh, M.R. Hesamzadeh, M. Korki. Role of laboratory in the education of modern power systems // Power and Energy Society General Meeting, 2011 IEEE.

11. Перевод встроенной справки симулятора PSCAD: [Электронный ресурс] // EnnLab/ URL: http://www.ennlab.ru/rus/product/44 (дата обращения 18.05.2022).

12. Bruce Wollenberg, Ned Mohan. The Importance of Modern Teaching Labs // IEEE Power and Energy Magazine (Volume: 8, Issue: 4, July-Aug. 2010).

Использование современных средств, при исследовании переходных процессов имеет несомненные преимущества. Создаются возможности для более детального изучения тех или иных процессов.

В настоящее время существуют несколько методов проведения лабораторных и практических занятий для подготовки специалистов в области электроэнергетики [1]:

— с использованием физических моделей;

— с использованием математических моделей.

Физическое моделирование представляют собой проведение исследований и работ на экспериментальных стендах, которые являются подобными простым электроэнергетическим системам. В таком случае обучение проходит очень эффективно, потому что имеется возможность увидеть, «почувствовать» данное оборудование; получаемые в ходе выполнения данные имеют естественную физическую природу. Однако, возникают следующие трудности: результаты исследований подвержены влиянию ненадежных контактных соединений, обрыву соединительных проводов, ненадежности работы измерительных приборов; имеется опасность перегрузки и выхода из строя как источников питания, так и измерительных приборов; невозможность реализации на стендах аварийных режимов.

Математическое моделирование может использовать аналитические и компьютерные (численные) методы.

Аналитические методы заключаются в расчете с помощью теоретических методов. Использование таких средств помогает получить навыки расчета, однако, расчет сложных сетей становится весьма трудоемким. Кроме того, отсутствует возможность наблюдать за протеканием процессов.

Компьютерные методы проведения исследований и научных работ заключаются в использовании программных комплексов на ЭВМ. При их создании основное внимание обычно обращается на реализацию процедур математического моделирования, расчета и оптимизации изучаемых объектов или процессов.

Такие методы позволяют моделировать схемы сложной конфигурации, имитировать различные режимы сети, в том числе аварийные, быстро и эффективно подойти к пониманию сущности изучаемого явления и его изменениям при варьировании теми или иными его параметрами [2]. Порой математическое моделирование является единственным способом учебного исследования сложных объектов или процессов в технике. Преимуществом является легкость внесения изменений в рабочей среде (т. е. изменение конфигурации сети, изменение ее параметров, замена места аварии или добавление новых) и безопасность при проведении работы.

Для Цитирования:
Прасол Д.А., Гвоздевский И.Н., Белоусов А.В., Гребеник А. Г., Применение программного комплекса PSCAD при подготовке специалистов в области электроэнергетики. Главный энергетик. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала