По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 348.147 DOI:10.33920/igt-01-2406-08

Применение проектного метода для формирования компетенций при изучении профессиональных дисциплин

М. А. Николаева д.т.н., проф. кафедры международной коммерции и логистики ВШКУ Президентской академии (РАНХиГС), профессор Государственного академического университета гуманитарных наук, SPIN: 6614-3520, ORCID: 0000-0002-9030-6518

Целью статьи является обоснование целесообразности применения проектного метода для формирования компетенций при изучении профессиональных дисциплин в вузах. В статье выявлены цели, задачи, принципы проектного метода, его особенности, в том числе преимущества и недостатки, приведена общепринятая классификация проектов, основания для их применения и ожидаемые результаты. Представлена методика применения проектного метода в форме индивидуальных исследовательских проектов по общепрофессиональным дисциплинам «Маркетинг» и «Теоретические основы товароведения». Установлено, что применение проектного метода на практических занятиях профессиональных дисциплин в вузе позволяет активизировать творческую активность студентов, обеспечивает индивидуализацию обучения и осознание студентами профессиональной значимости знаний, а также формирование профессиональных компетенций.

Литература:

1. Семушкина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие. — Москва: Изд. Мастерство, 2001. — С. 272.

2. Николаева М.А., Карташова Л.В. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие. — Москва: ОЦПКРТ, 2014. — С. 16.

3. Технология проектного обучения: суть, цели, этапы и методы. [Электронный ресурс] //https:// school.kontur.ru/publications/24474.

4. Т.И. Коверзенева. Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся. Образовательный портал. //https://znanierussia.ru/articles/.

5. Метод проектов и его характеристика. [Электронный ресурс] //kazedu.com›referat/179085/3

6. Метод проектов: принципы, особенности, характеристика. [Электронный ресурс] //https:// infourok.ru/metod-proektov-principi-osobennosti-harakteristiki-3003372.html.

7. И.М. Осмоловская. Метод проектов. //Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс] //https://old.bigenc.ru /education/text/2209077.

8. Р.И. Бтемирова. Метод проектов в условиях современного высшего образования. //Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3. [Электронный ресурс] URL: https:// science-education.ru/ru/article /view?id =24488.

9. Николаева М.А., Калугина С.А. Маркетинг: учебник. — М.:ИТК «Дашков и Ко », 2023. — С. 312–343.

10. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник и практикум. — Москва: Норма: ИНФРА — М, 2022. — С. 379.

11. М.А. Николаева, А.Ю. Рыбак. Ассортимент и ассортиментная политика по субкатегории «Соковая продукция» магазинов трех торговых сетей г. Москвы. //Товаровед продовольственных товаров, № 2 (234), 2024. — С. 82–93.

1. Semushkina L.G., Jaroshenko N.G. Soderzhanie i tehnologii obuchenija v srednih special'nyh uchebnyh zavedenijah: uchebnoe posobie. — Moskva: Izd. Masterstvo, 2001. — S. 272.

2. Nikolaeva M.A., Kartashova L.V. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie. — Moskva: OCPKRT, 2014. — S. 16.

3. Tehnologija proektnogo obuchenija: sut', celi, jetapy i metody. [Jelektronnyj resurs] //https:// school.kontur.ru/publications/24474.

4. T.I. Koverzeneva. Metod proektov kak sredstvo formirovanija kljuchevyh kompetentnostej obuchajushhihsja. Obrazovatel'nyj portal. //https://znanierussia.ru/articles/.

5. Metod proektov i ego harakteristika. [Jelektronnyj resurs] //kazedu.com›referat/179085/3.

6. Metod proektov: principy, osobennosti, harakteristika. [Jelektronnyj resurs] //https://infourok.ru/ metod-proektov-principi-osobennosti-harakteristiki-3003372.html.

7. I.M. Osmolovskaja. Metod proektov. //Bol'shaja rossijskaja jenciklopedija. [Jelektronnyj resurs] // https://old.bigenc.ru /education/text/2209077.

8. R.I. Btemirova. Metod proektov v uslovijah sovremennogo vysshego obrazovanija. //Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. — 2016. — № 3. [Jelektronnyj resurs] URL: https://science-education.ru/ru/article /view?id =24488.

9. Nikolaeva M.A., Kalugina S.A. Marketing: uchebnik. — M.:ITK «Dashkov i Ko », 2023. — S. 312–343.

10. Nikolaeva M.A. Teoreticheskie osnovy tovarovedenija: uchebnik i praktikum. — Moskva: Norma: INFRA — M, 2022. — S. 379.

11. M.A. Nikolaeva, A.Ju. Rybak. Assortiment i assortimentnaja politika po subkategorii «Sokovaja produkcija» magazinov treh torgovyh setej g. Moskvy. //Tovaroved prodovol'stvennyh tovarov, № 2 (234), 2024. — S. 82–93.

Результатом обучения при изучении профессиональных дисциплин в вузах является формирование профессиональных и универсальных компетенций, что достигается с помощью применения инновационных образовательных технологий. К числу таких эффективных технологий относится и проектный метод (метод проектов), который позволяет оптимально использовать практическое применение теоретических знаний при решении профессиональных ситуаций, а также формирует профессиональные самосознание и компетенции в процессе образования.

Цель статьи — обоснование целесообразности применения проектного метода для формирования компетенций при изучении профессиональных дисциплин в вузах.

Для достижения этой цели были решены следующие задачи:

• рассмотрение теоретических основ проектного метода, его целей, задач, принципов,

• выявление особенностей применения проектного метода: его преимуществ и недостатков, оснований для применения и этапов;

• классифицирование видов проектов для их идентификации применяемых автором проектов;

• рассмотрение опыта практического применения проектного метода при изучении двух профессиональных дисциплин, предусмотренных в ФГОС ВО.

В работе использованы методы анализа, сравнения, конкретизации, систематизации и обобщения.

Обоснование целесообразности применения проектного метода при изучении профессиональных дисциплин в вузах необходимо начать с рассмотрения теоретических основ этого метода, что позволит выявить его особенности, в том числе преимущества и недостатки. Для начала целесообразно определить термин «метод проектов», так как существует более десятка определений этого термина, приведенных разными российскими авторами [1, с. 186; 2, с. 16; 3, 4, 5]. Однако стандартизированное определение термина, установленное в нормативных документах, отсутствует. В статье представлено авторское определение термина «метод проектов», разработанное с учетом многолетнего применения этого метода при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин в вузах.

Для Цитирования:
М. А. Николаева, Применение проектного метода для формирования компетенций при изучении профессиональных дисциплин. Товаровед продовольственных товаров. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: