Превентивная анальгезия — это антиноцицептивная терапия, которую начинают до повреждения ткани для предотвращения периферической и центральной сенсибилизации [1]. Снижая сенсибилизацию, превентивная анальгезия может снижать частоту послеоперационной гиперальгезии и аллодинии [2]. Кроме того, считается, чтоданный феномен снижает интенсивность и длительность послеоперационной боли при назначении анальгетической терапии перед болевой стимуляцией по сравнению с анальгезией после болевой стимуляции.
Множественные рандомизированные контролируемые исследования и систематические обзоры показали минимальную эффективность опиоидов и антагонистов N-метил-D-аспартата для превентивной анальгезии [3], однако указывают на хорошую эффективность применения селективных и неселективных НПВС.
НПВС — самый популярный класс препаратов для лечения боли, гипертермии и воспаления. В анестезиологии большой интерес к НПВС обусловлен тем, что они, в отличие от опиоидов, не угнетают дыхание, не вызывают тошноту, седацию и задержку мочи.
Активация ЦОГ-2, вызванная хирургической травмой, приводит к гиперальгезии и увеличивает чувствительность периферических ноцицепторов [4]. Недавние исследования показывают, что использование ингибиторов ЦОГ-2 в превентивной анальгезии снижает интенсивность послеоперационной боли и общее потребление опиоидов после операции [5]. Были проанализированы клинические исследования, которые подтвердили эффективность ингибиторов ЦОГ-2 в качестве препаратов для превентивной анальгезии при различных хирургических операциях, включая торакотомии, артроскопии коленного сустава и лапароскопические холецистэктомии.
Оценить эффективность превентивной анальгезии в послеоперационном периоде у больных после тотального эндопротезирования тазобедренных суставов.
С мая 2014 по август 2015 г. 100 пациентов, которым предстояла плановая операция тотального эндопротезирования тазобедренного сустава в рамках методологии fast-track, были рандомизированы в 2 группы. Группы были сравнимы по демографическим показателям (табл. 1).